Родительское собрание "Секреты Эйдетики"
материал (средняя группа)

Ермакова Наталья Александровна

Родительское собрание "Секреты Эйдетики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx673.78 КБ
Файл buklet.docx226.13 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе

«Секреты эйдетики»

Цель:  Научить родителей, как с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по  умственному развитию ребенка дошкольного возраста в домашних условиях и в условиях ДОУ.                                                                                                                                                 

Задачи: 

Дать представления родителям о методе особой подачи материала, где задействуются все чувства ребенка через знакомые образы.                                                                                                            

Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. 

Создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Повестка собрания:                                                                                                                                                                   1. Сообщение темы и цели собрания.                                                                                                                                 2. Знакомство с Эйдетикой.                                                                                                                                                              3.  Игры и игровые упражнения,  основанные на приёмах  эйдетики.                                                                              4.  Безопасность дошкольников в современном мире.

Ход собрания:

1. Уважаемые родители!  Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Сегодня мне бы хотелось поговорить об умственном развитии ребенка – дошкольника.

Известно, что за последние 10 лет уровень умственного  развития детей заметно снизился. Как вы думает, с чем это связано?                                                                                             Вот несколькими причин:                                                                                                                             - взрослые меньше общаются с детьми;                                                                                                               - дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео) ;                                                                                                                                        - дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).                                                                  

Я хочу познакомить вас с новой методикой - Эйдетикой. Эйдетика предлагает простые и интересные для детей методики развития памяти, которые помимо того что эффективны, еще и не дадут непоседливым мальчишкам и девчонкам скучать. Ведь они активизируют все пути поступления к ребенку информации: аудиальный, визуальный и кинестетический. Кроме того, занимаясь Эйдетикой с детьми, мы закладываем в них творческое начало. Эти занятия не только учат, но и превосходно развивают детское воображение и фантазию.

Нужна ли нам эйдетика? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как у вашего ребенка обстоят дела с запоминанием. Для этого можно провести простой тест, по результатам которого будет легко сказать, насколько у ребенка развита концентрация, а также слуховая, зрительная и двигательная память.

Медленно проговорите 5-10 слов, покажите 5-10 картинок и сделайте 5-10 движений. Все это ребенок должен повторить. Ребенок справился с заданием только наполовину? Скорее всего, он просто не знает, как запомнить, а ведь такая способность будет ему необходима в школе, в институте, на работе. Если природных способностей запомнить массив информации ребенку не будет хватать, он заменит их простой зубрежкой. Но ведь знаний и умений от этого не прибавится. К тому же количество детей, которые активно используют свое воображение и память, неуклонно уменьшается.                                                                                                             

2. Знакомство с Эйдетикой.

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году. В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, но затем в силу ряда обстоятельств эйдетические исследования в нашей стране были заморожены вплоть до современности.

Основателем школы эйдетики в России является Игорь Юрьевич Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг. Школа эйдетики актуальна в России и далеко за ее границами.

Это слово имеет греческие корни: эйдос – значит образ.

Эйдетика — методика, ориентированная на развитие памяти, воображения, образного мышления у ребёнка. Эйдетика - особый способ подачи материала, где задействуются все чувства ребенка, а новое – он познает через уже знакомые ему образы.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.

Учеными была разработана игровая система, которая строится на принципах:                                  - Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.                                                        - Радостная атмосфера.                                                                                                                             - Мобильность и доступность игрового материала.                                                                                    - Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.               Главный вопрос звучит так: «О чем ты подумал?»

3. Предлагаю познакомиться с играми  методики  эйдетики.                                                         

1. Дидактическая игра «Кто, где спрятался?» (на развитие предметных ассоциаций)                                                                                                                  Описание: По очереди выкладывается перед ребёнком три карточки с животными.

Называете их и вместе с ребёнком, дается характеристика каждому животному (Например, кошка: пушистая, с хвостом, царапается, пахнет шерстью, говорит – мяу). Тем самым, у ребёнка в сознании закрепляется ОБРАЗ животного. После этого переворачиваете карточки. Просите ребёнка вспомнить и назвать, кто, где спрятался.

Примечание: Со временем число карточек увеличиваете. Характеристики животных необходимо проговаривать взрослому.

2. Дидактическая игра «Угадай» (на развитие внимания, слуховой памяти, речи, фантазии)

Описание: Ребенку предлагается послушать звуки животных. Назвать животных. Далее слушаем еще раз и задается вопрос: Какое животное пропустили?

В старшем дошкольном возрасте игра усложняется: слушаем набор одинаковых по тематике звуков (например, лес, ферма, река) и задаем вопрос: «О чем ты подумал, услышав это?»

3. Дидактическая игра «Звуковые мешочки» (на развитие слуховой памяти, речи, воображения)

Описание: В один мешочек положите бумагу, в другой - монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и т.д. Ставим перед ребенком ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат).

Примечание: Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков.

Постепенно игры усложняются и пробуем сочинять, исследовать, отгадывать, слушать...

- Сочиняем

Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы. Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, дом, семья, спорт и так далее.

- Ищем, что пропало

Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться, и шкодим: убираем одну-две карточки. Их-то и нужно вспомнить.

- Исследуем

Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, повреждений, недостатков и прочих.

- Отгадываем

Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!

- Слушаем

Если в доме есть разные музыкальные инструменты либо пищалки-жужжалки, издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.

- Нюхаем

По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе. А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».

Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. Попробуйте,  я уверена, что вам и детям понравится!

4. Дидактическая игра «Составь сказку по тактильным карточкам»  Тактильные дощечки можно сделать также в домашних условиях. Оптимальный размер «тактильных дощечек» - 5 на10 см., что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью. Дощечки покрываются различными материалами: (ткань, крупы, бумага, природный материал и т.д.), которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, ребристая и т. д.). 

Например:                                                                                                                       найди дощечку, похожую на котика, ежика;                                                                           найди самую злую дощечку;                                                                                                       самую добрую;                                                                                                                        самую грустную.  Вместе с ребёнком можно составить сказку,  используя тактильные дощечки. А можно наоборот вы расскажите сказку, а ребёнок пусть выкладывает дощечки.

5. От простого к сложному. Друдлы.

Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это подвижные игры. Но вы наверняка и вспомните игры с начертанием мелом на стене линии или просто размытые кляксы.

Потом предлагалось угадать: «На что похоже?». А правильным считался самый необычный ответ.

Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». В друдлы могут играть люди любого возраста.  Но сразу отмечу в этой игре, как и в самой технике друдлы – правильного ответа просто не существует.

Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.

Чем полезна техника друдлы?

- развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;

- развитие креативного воображения;

- развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.

Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

  https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u181338/t1555849564aa.png

Варианты ответов детей :                                                                                                      - дом с лестницей и окнами                                                                                                                                -спасательный круг                                                                                                                                             - стол накрыт скатертью                                                                                                                                  - поросенок                                                                                                                                                            - рация
«Что это?». Предлагается рассмотреть и подумать.

 https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u181338/t1555849564ab.png

 Варианты детей:                                                                                                                                                    - смешной человек                                                                                                                                        - бенгальские огни горят                                                                                                                              - столик на колесиках                                                                                                                                 - цыпленок упал в ямку                                                                                                                                   - цветы в вазе

 

C:\Users\ВОВАНКОЛЯН\Saved Games\Desktop\для конкурса\IMG_20220126_142621.jpg

C:\Users\ВОВАНКОЛЯН\Saved Games\Desktop\для конкурса\IMG_20220121_171019.jpg

C:\Users\ВОВАНКОЛЯН\Saved Games\Desktop\для конкурса\IMG_20220126_161822.jpg

C:\Users\ВОВАНКОЛЯН\Saved Games\Desktop\для конкурса\IMG_20220113_113248.jpg

C:\Users\ВОВАНКОЛЯН\Saved Games\Desktop\для конкурса\IMG_20220118_093928.jpg

C:\Users\ВОВАНКОЛЯН\Saved Games\Desktop\для конкурса\IMG_20220118_093019.jpg

C:\Users\ВОВАНКОЛЯН\Saved Games\Desktop\для конкурса\IMG_20220118_100239.jpg

Хочется добавить – учитесь  у детей иногда быть детьми.  Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире. Установлено, что способность образно представлять в уме и фантазировать, развивается у ребёнка по возрастающей от двух до пяти лет. В этом возрасте он обнаруживает новые возможности удваивать мир, представляя воображаемые образы на внутреннем психическом экране. Эта способность даёт возможность делать то, что он не может в реальной жизни. Мы можем воспользоваться этим умением и помочь его умственному развитию. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на создание образов, то такой способ запоминания станет для детей  привычным, образы будут возникать без напряжения. Стоит нам только поддержать то, что дано ребёнку природой, и мы получим отличные результаты. 

4.  Буклет «Безопасность дошкольника»

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Вы являетесь для детей образцом поведения.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер телефона.

Обозначьте для ребенка границу «свой - чужой»: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением.

Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет).

Если ребенок остается один дома: он должен четко понимать, что дверь нельзя открывать НИКОМУ, кроме мамы (папы, бабушки – оговорите круг лиц).

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
  • предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

При возникновении пожара в отсутствии взрослых - ребенку важно знать следующее:

- не прятаться под стол, в шкаф или под кровать (пожарные могут сразу не заметить ребенка и могут не успеть его спасти);

- по возможности выбежать на балкон или выглянуть в окно и кричать о помощи.

Ребенок должен запомнить следующие правила.

1.Не выходить на улицу без взрослых.

2.Не играть на тротуаре около проезжей части.

3.Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.

4.Ездить на велосипеде в городе только в присутствии взрослых!

«Безопасность в общественном транспорте»

Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.

«Безопасность на дорогах»

Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход»

Если нет под-, над- земного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их.

C:\Users\ВОВАНКОЛЯН\Saved Games\Desktop\maxresdefault-1.jpg

Памятка для родителей

«Безопасность дошкольника»

C:\Users\ВОВАНКОЛЯН\Saved Games\Desktop\Bezopasnost_.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мышления,воображения и памяти ребёнка с помощью оригинальных методов эйдетики.

Краткое описание принципов и методов развития памяти при помощи игр, тренингов и упражнений применяемых в Школе эйдетики.Методика оздаравливающая организм, снимающая стресс. При  помощи которой в...

Комплекс развивающих игр по эйдетике "ЭЙДЕТИКА - МЫ ВМЕСТЕ"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом, который он характеризируется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, а также развитием творческого мышления.Одним из средст...

Комплекс развивающих игр по эйдетике «ЭЙДЕТИКА-МЫ ВМЕСТЕ»

Комплекс развивающих игр по эйдетике«ЭЙДЕТИКА-МЫ ВМЕСТЕ»...

Родительское собрание на тему: «Секреты эйдетики» в старшей логопедической группе.

Я хочу познакомить вас с новой методикой - Эйдетикой. Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые помимо того что эффективны, еще и не дадут непоседливым маль...

Эйдетика упражнения для дошкольников: Упражнения эйдетики для детей. Эйдетика для малышей.

Эйдетика упражнения для дошкольников: Упражнения эйдетики для детей...

Конспект родительского собрания с элементами тренинга "Эйдетика -память без границ"

На собрании мы решили познакомить родителей с игровой методикой – эйдетикой; повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребенка...