Родительские ожидания как инструмент воздействия на ребенка.
статья

Кусаинова Светлана Викторовна
Статья Родительские ожидания как инструмент и воздействия на ребёнка с авторской методикой.
 
1) Сборник научных статей "Современное образование: от традиций к инновациям".
Министерство образования Саратовской области
Саратов
2018 г.
 
2) Всероссийская педагогическая конференция " Перспективные технологии и методы в практике современного образования "
Секция: "Дошкольное образование". г. Москва
Тема выступления - Родительские ожидания.
12.01.2022 г.
 
3) Статья прошла редакционную экспертизу на плагиат и опубликована во Всероссийском журнале "Воспитатель".
https://www.vospitatelru.ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_ozhidaniya.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Родительские ожидания как инструмент воздействия на ребенка.

На любом этапе детства,  особенно на раннем, развитие ребенка во многом зависит от окружающей эмоциональной обстановки. На нее влияют множество факторов, и среди них родительские ожидания. Каждый родитель воспринимает собственного ребенка через призму своих иллюзорных ожиданий, каждый верит в его необыкновенные возможности, видит его самореализованным, гармоничным и всесторонне развитым.

        Но как только ребенок доходит до предела своих возможностей, родительские ожидания показывают «другую сторону медали». Груз ожиданий может быть слишком тяжелым. Самое печальное начинается, когда ожидания и реальность не совпадают. Неоправданные ожидания могут стать источником постоянного стресса. На ребенка давят со всех сторон: «ты можешь», «ты же хочешь», «ведь мы договаривались». И даже у детей любящих родителей могут начаться «психологический проблемы»: у «толстокожих»-позднее, у чувствительных-раньше. Завышенные ожидания при пониженном потенциале сильно невротизируют ребенка. Это как у спортсменов-прыгунов, если им ставить некомфортную высоту-они ее «не берут».

И наоборот, заниженные ожидания-расслабляют. Детские капризы, конфликты, агрессивное поведение ребенка-это может быть негативной реакцией на наши «неадекватные ожидания».

        Бывают ли ожидания полезными? Если ожидания реальные, за ними стоят разумные требования, исходящие от обоих родителей, любящие глаза и ласка в достатке. Похвала и критика в соотношении 80% на 20%, постоянное оценивание ресурсов и потенциала ребенка, его физического и психоэмоционального состояния на данный момент. Безусловно в этом случае результат будет положительный.

«Представления (ожидания) родителей относительно способностей детей влияют на родительско-детские отношения, что, в свою очередь, определяет мотивацию достижения ребенка и, в конечном счете, его успешность  в обучении и последующей профессиональной деятельности      {1, стр.9}.

Конечно, главное в воспитании-напитать ребенка своей любовью, принятием, а это значит-идти путем уважения и наличия контакта. Если вы готовы поработать над внутренним преображением своего ребенка, предлагаю вашему вниманию пошаговой алгоритм действий.

Авторская методика с рабочим названием

«Как сделать так, чтобы мой ребенок стал таким, каким я хочу».

        Для  организации работа над преображением ребенка необходимо совершить следующим алгоритм действий.

Шаг 1-й.

Рисуем веселый цветок и каждый лепесток подписываем одним положительным качеством вашего ребенка.

Шаг 2-й.

Рисуем грустный цветок и каждый лепесток подписываем одним отрицательным качеством.

Шаг 3-й.

Рисуем третий цветок и подписываем лепестки теми качествами, которые вы хотели видеть в своем ребенке.

Шаг 4-й.

Ранжируем по степени значимости и составляем список из 5 (3)  наиболее важных качеств.

Шаг 5-й.

На пятом шаге работаем со списком качеств, которые вы хотите видеть в своем ребенке. По пятибальной системе оцениваем, насколько эти качества развиты в вас самих (в том родителе, который проводит методику, но в идеальном варианте в обоих родителях)

Выполнив перечисленный алгоритм-начинаем усиленно работать по списку над своими качествами, которые вы желаете видеть в своем ребенке. Для начала необходимо воспитать эти качества в самом себе. Известная английская пословица гласит : «Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на тебя. Воспитывай себя!»

В процессе работы над собой все неуспехи и промахи ребенка принимаем терпеливо, т.к. результат преображения будет виден не сразу. По мере глубинного преобразования родителей ребенок изменится эволюционным постепенным комфортным путем.

Литература:

1. Баскаева О.В.. Представления родителей как фактор семейной среды //Психологические исследования. 2012. Т 5, N 24//

2. Мясищев В.Н. Психология отношений //под ред. А.А. Бодалева.  М.: Институт практической психологии, 2015. 342 с.//

3. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Изд-во «Речь», 2017. 164 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы учителя-логопеда «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ»

Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ...

Воздействовать на ребенка - как?

Самое главное, что поможет вам найти наилучший выход из любой ситуации — это вера в вашего ребенка, принятие его, и максимальный контакт с ним....

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизни ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка.

Цель: Закреплять знания детей о русском народном празднике Яблочный Спас. Дать начальное представление и понятие о русском народе, его культуре, бережное отношение к окружающему миру.Задачи:  Рас...

Мотивационные стимулы - эффективный инструмент воздействия на поведение ребенка с расстройством аутистического спектра

Поощрения являются главным орудием в изменении поведения и обучения ребенка новым навыкам. Следует помнить  главное правило: чтобы ребенок делал то, что хотят взрослые, следует найти то, что хоче...

Культура речи как инструмент воздействия на окружающих.

laquo;Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя» (А.Ф. Кони).Речь человека – его...

Круг родительских ожиданий от онлайн обучения.

Вопросы, переживания,ожидания...