"Речь взрослого как способ воздействия на ребенка"
консультация по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Речь взрослого как способ воздействия на ребенка.
В деле образования и воспитания
обучение красноречию следовало
бы считать неизбежным.
А. П. Чехов
Большое значение в общении между людьми имеет голос. Приятный мелодичный голос обычно сразу же привлекает внимание к говорящему. Грубый и резкий голос отталкивает.
В работе педагога очень важна манера общения: его особый голос, манера говорить и держаться, педагогическое мастерство, языковое богатство, стиль поведения, личное обаяние (прямой и лучистый, твердый и теплый взгляд), особый ритм речи (то возбуждающий, то успокаивающий). Если говорящему педагогу присущи живое воображение, подвижная эмоциональная сфера, разработанный голосовой аппарат, то он передает своим голосом мельчайшие смысловые оттенки. У детей вызывается интерес, создается эмоциональный настрой, педагог наполняет бодростью детей и облегчает восприятие материала. Напротив, маловыразительная речь педагога, бесцветная с тусклым монотонным голосом, вызывает досаду, быстро утомляет и притупляет восприятие детей, мешает вникнуть в суть дела, подчас отталкивает слушателей от говорящего.
Итак, что же такое хороший голос:
чистый, ясный;
благозвучный;
мелодичный, певучий;
нежный, мягкий;
теплый;
спокойный, неторопливый;
в меру громкий;
сильный, выносливый;
далеко летящий;
выразительный;
интонационно богатый, способный к тональным изменениям;
с оригинальным тембром, привлекающим внимание людей;
доверительный, проникновенный;
доброжелательный.
Кроме хорошего голоса педагог должен обладать еще и четкой дикцией. Вследствие небрежной и вялой артикуляции, когда губы едва двигаются, нижняя челюсть напряжена и зажата, не озвучены окончания слов, используется скороговорение и тихий голос речь становится смазанной и неэстетичной. Такая речь оказывает отрицательное воздействие на детей, вызывая их слуховое, зрительное и моторное (мышечное) перенапряжение и утомление. Неправильная речь отвлекает и рассеивает внимание, уводит от содержания высказывания.
Очень важным правилом эффективной коммуникации является вежливость и доброжелательность. Дети с большой охотой реагируют на ласковое обращение, а постоянные нотации, крики, приказы, запугивание, навязывание чужого мнения вызывают у них тревогу, протест и отвращение. Инстинктивно защищая свою нежную, ранимую психику, они часто перестают реагировать на грубое обращение, замыкаются в себе, а иногда, наоборот, выплескивают свое раздражение в виде бурных истерик, шумных скандалов, нестерпимых криков и безудержной двигательной активности. Вот и получается, что сами педагоги провоцируют детей на такое поведение.
Иногда мы слышим, как ребенок в игре кричит на игрушки, читает им нотации, наказывает, запугивает, а порой даже употребляет нецензурные выражения. Обычно кто-то из близких ребенку людей демонстрирует такую же модель поведения. Дети подмечают такие моменты, перенимая стиль общения родных и очень значимых для них людей. Обязанность педагога побеседовать с родителями, предложить им пересмотреть свои взаимоотношения и научиться быть внимательными слушателями и хорошими собеседниками.
Но бывает и так, что дети переносят в игру не взаимоотношения в семье, а стиль общения персонала группы между собой и по отношению к детям. Необходимо пересмотреть свои взаимоотношения, ведь пример взрослых может послужить серьезным стимулом для формирования новых принципов общения. Ну и совсем недопустимо позволять себе обзывать детей, обсуждать при них недостатки.
Хотелось бы обратить внимание еще и на то, что увлеченный каким-либо интересным делом ребенок не способен быстро переключить свое внимание на обращенные к нему слова взрослых. Наберитесь терпения и дайте малышу время, необходимое на обдумывание ваших вопросов, замечаний и просьб. Обращаясь к ребенку, формулируйте свои мысли кратко, лаконично, доступно для понимания. Перед разговором с малышом постарайтесь заранее обратить на себя его внимание: прикоснитесь к его ручке, возьмите за плечо, посмотрите ему в глаза, погладьте по головке. Эти простые манипуляции помогут ребенку сконцентрировать свое внимание на вашей персоне, а значит, и на том, что вы пытаетесь ему сказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
«Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»
Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в ...
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизни ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка.
Цель: Закреплять знания детей о русском народном празднике Яблочный Спас. Дать начальное представление и понятие о русском народе, его культуре, бережное отношение к окружающему миру.Задачи: Рас...
Консультация для педагогов: «Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта»
Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, сп...
Консультация для педагогов: «Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта»
Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, сп...
Консультация для родителей по развитию речи в старшей группе. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!
Консультация для родителей по развитию речи в старшей группе.Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!...