КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Развитие мелкой моторики"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_rodit_2.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость? - Запускать пальцами мелкие волчки. - Разминать пальцами пластилин, глину . - Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики . - Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался). - Делать мягкие кулачки , которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие , которые не разожмешь. - Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой. - Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять. - Показать отдельно только один палец- большой. - Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами. - Кистями рук делать «фонарики» - Хлопать в ладоши : тихо и громко, в разном темпе. - Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе - разбежались). - Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку. - Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль). - Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре. - Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками. - Закручивать шурупы, гайки. - Игры с конструктором. - Складывание матрешек. - Игра с вкладышами. - Рисование в воздухе. - Игры с песком, водой. - Мять руками поролоновые шарики, губку. - Шить, вязать на спицах. - Рисовать, раскрашивать, штриховать. - Резать ножницами.
- Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.) К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов , не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация , а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание . Рукоделие приучает детей к точности , аккуратности, внимательности, настойчивости. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
В настоящее время в продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на мелкую моторику: рамки и вкладыши Монтессори, игрушки-«копилки», шнуровки, различные конструкторы (мозаика, пазлы, кубики), всевозможные наборы для рукоделия (шитье, вышивка, бисероплетение). Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства: - Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп); - Природные материалы: желуди, шишки, камушки, ракушки, палочки; - Кухонная утварь; - Различные ёмкости, пузырьки, коробочки; - Молнии, шнурки, завязки, нитки, верёвочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры; - Бусины и кольца, которые очень интересно нанизывать на тесьму; - Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки; - Мальчики особенно оценят болты и гайки , а так же вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). - А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол
Так же полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому: - Подметать и собирать мусор, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, пазлы), а также мыть полы; - Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов; - Лепить из теста печенье и украшения к пирогу; - Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом; - Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки; - Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины; - Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение); - Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка); - Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.; - Собирать на даче или в лесу ягоды; - Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью; - Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки ; - Перелистывать страницы книги; - Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком ;
Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребенку ручку или насобирать красивых камушков и листочков. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно не уместна. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
Пальчиковые гимнастики. « Капуста ». Мы капусту рубим, (дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз). Мы морковку трем, (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя). Мы капусту солим, (имитируют посыпание соли из щепотки). Мы капусту жмем. (интенсивно сжимают и разжимают пальцы). В кадку все утрамбовали, (потирают кулак о кулак). Сверху грузиком прижали. ( ставят кулак на кулак).
« Компот » Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают») Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»).
« Осенние листья ». Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки) Листья березы, Листья рябины, Листья тополя, Листья осины, Листья дуба соберем, (загибают пальчики, начиная с большого) Маме осенний букет отнесем. ( «шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
« Вышел дождик погулять » Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца) Вышел дождик погулять. ( беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу) Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши) -Ох! (один хлопок) И ушел Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Мелкая моторика. Полезные игрушки".
Данный файл содержит информацию о новой "игрушке" для развития мелкой моторики.Прилавки магазинов завалены развивающими игрушками, настольными играми и прочим. Неудивительно, что многие родители, особ...
Консультация для родителей «Мелкая моторика»
Консультация для родителей«Мелкая моторика»приемы массажа для развития мелкой моторикиигры для развития мелкой моторикипальчиковые игрыстихи и потешки для развития мелкой моторики...
консультация "Влияние развития мелкой моторики на речь ребёнка"
консультация для родителей, в которой говорится о необходимости развития мелкой моторики пальцев рук, от того как развита мелкая моторика, настолько будет развита речь....
Консультация для родителей "Мелкая моторика в развитии ребенка"
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями...
Консультация для родителей " Мелкая моторика рук"
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. ...
Консультация по развитию мелкой моторике
В данной консультации говориться о роли развития мелкой моторике рук детей дошкольного возраста. Рекомендованы игры, которые можно проводить в домашних условиях....
Консультация для развития мелкой моторики рук
Данная консультация предназначена для родителей...