Консультация по развитию мелкой моторике
консультация (старшая группа) на тему

Бадретдинова Елена Сергеевна

В данной консультации говориться о роли развития мелкой моторике рук детей дошкольного возраста. Рекомендованы игры, которые можно проводить в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_po_mel._motorike.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе.                                  Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику.
Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.  Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов.     Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны -двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.

             

          Работа с шариками

Оборудование: Шары различных размеров, коробка.

Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

Работа с кубиками

Оборудование: Кубики.

Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

 Дорожка - выкладывание в ряд несколько кубиков.

 Заборчик - выкладывание на ребро нескольких кубиков.

 Скамеечка - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

 Столик - поперечная планка накладывается на один кубик.

 Ворота - кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

Работа с матрешками, пирамидками

Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.

Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:

- собрать пирамиду из 5 колец;

- собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

- собрать одну матрешку из 4-5.

Работа с корзиной и шариками

Содержание: На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

Работа со шнуровкой

Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

Содержание: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:

  • протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;
  • протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;
  • выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.

Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.

Работа с пульверизатором

Оборудование: Пульверизатор, ватка.

Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника.

Работа с карандашом.

1.     Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

2.     Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

3.     Вращение карандаша ладонями обеих рук.

4.     Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Работа с резинкой

Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

Работа с клавишами

Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.

Игротека для родителей    

1. Отгадай

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным

 наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2.  Опознание предмета  на ощупь с закрытыми глазами  поочередно правой и левой рукой.
 3. Лепка из пластилина геометрических фигур.

 
4. «Хлопки пальцами»

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. 
 
5. «Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360* сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой

6.Перекатывание  карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно  поочередно каждой рукой.


 7. Разноцветные снежинки (возраст - 4 года).Данная игра направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Воспитатель показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была прочная.  Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

                                            
8. Повтори движение 
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо фигуру  (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить фигуру. Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя  упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

                            9. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму,  то можно поиграть в игры с рисованием. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).

                   

                        11. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа.

  Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 

                Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы ит.д. 

                              Игры между делом на кухне.
          

1.  Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки.
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник. 

         2.  Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 

В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят. 


      

  3. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам. 
И, в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?

4. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 

                       Месим, месим тесто,
                      Есть в печи место.
                     Будут-будут из печи
                     Булочки и калачи. 


           5.  Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. 

            6. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 

              7. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - 
лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог:

           Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
          Мы любим забавы холодной зим.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 
          8.  Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. 

            Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 

           9. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: Кыш!


            10. Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 

            

11. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку. 

            12. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. 
           

 13. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех. 

             14. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

15.  Игры - шнуровки Марии Монтессори:

 развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
            развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
            формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
            способствуют развитию речи ;
            развивают творческие способности.


Работа с пульверизатором

Оборудование: Пульверизатор, ватка.

Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника.

Работа с карандашом.

1.     Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

2.     Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

3.     Вращение карандаша ладонями обеих рук.

4.     Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Работа с резинкой

Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

Работа с клавишами

Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.

   Рекомендации для родителей.

                                 ( информация на стенд)          

       Родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить:

 поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

  упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

  перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;

 пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока» , «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями

             Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

             Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
            Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

 катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки,  шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

 разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

 сжимать и разжимать кулачки  «бутончик проснулся  и  открылся, а вечером   заснул и закрылся»,  делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,  барабанить всеми пальцами обеих рук по столу,  махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку; 

 нанизывать крупные пуговицы,  шарики,  бусинки на нитку;

  завязывать узелки  на  шнурке,  веревке;

  застегивать (расстёгивать) пуговицы;

  играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

 выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

  мять руками  поролоновые  шарики, губки;

  рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях;

  резать  (вырезать)  ножницами;

  плести из бумаги  коврики, корзинки, косички;

 выполнять аппликации.

     

 Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

 перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

  уход за срезанными и живыми цветами;  

 водные процедуры,  переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья  (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание,  намыливание,  перетирание,  полоскание,   отжимание));

  разбор круп и т.д.

 выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

  мять руками  поролоновые  шарики, губки;

  рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях;

  резать  (вырезать)  ножницами;

  плести из бумаги  коврики, корзинки, косички;

 выполнять аппликации.

   

Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.

  

                                Пальчиковые игры.

Цели и задачи:

  • развитие согласованных движений обеих рук,
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
  • развитие внимания.

Методы обучения:

  • показ действий
  • действия руками ребенка
  • самостоятельные действия ребенка.

1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:

Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки. 
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)

- Да, дети, это пальцы.

- А почему вы догадались?

- Почему пальцы "родными братьями" называют?

- У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.

- Любите ли вы играть с пальчиками?

- Покажите пальчики правой (левой) руки.

- Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

- Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?

- Как вы думаете, почему он так называется, большим?

- А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

- Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

- Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

- Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

- И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

- Здравствуй, большак!

- Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

- Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому 
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик, малышок,
Постучался о порог. 
Вместе пальчики друзья 
Друг без друга им нельзя.

- Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая  и левая водят поезда, 
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать, 
Правая и левая могут громко хлопать. 
За окошком ходит ночь, 
Руки так устали... 
Правая  и левая спят на одеяле.
О.Дриз.

                                  Теневой театр.

Цели и задачи:

  • развитие согласованных движений обеих рук,
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,

Материалы:

  • настольная лампа.

Методы обучения:

  • показ действий,
  • действие руками ребенка.

Предлагаемые фигуры:

"Дерево":  поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону ("подул ветер, и дерево закачалось")

"Зайчик":  сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими ("заяц шевелит ушками"); можно также изобразить, как зайчик "скачет", "танцует",

"Коза":  пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся "рога" на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза "бодается", "ход


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Влияние развития мелкой моторики на речь ребёнка"

консультация для родителей, в которой говорится о необходимости развития мелкой моторики пальцев рук, от того как развита мелкая моторика, настолько будет развита речь....

Консультация «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?»

     При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Двига...

Консультация "Значение развития мелкой моторики рук для развития речи"

Консультация "Значение развития мелкой моторики рук для развития речи"...

Консультация: "Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольника".

Развитие речи- это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем...