Консультация для родителей " Мелкая моторика рук"
материал (младшая группа) на тему
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_-kons_dlya_rod.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развиваем мелкую моторику рук»
Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.
Задачи:
1. Вызывать у родителей и детей позитивное отношение к детскому саду;
2. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.
И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.
1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».
«Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«Пальчик-мальчик».
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
С этим - в дудочку дудел.
«Капуста».
Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
Мы с вами познакомились с тремя играми, а их великое множество. При выборе пальчиковых игр вы можете воспользоваться материалом «Поиграем с пальчиками», который находится в нашем информационном уголке, также на нашей выставке представлена очень хорошая книга Е.Черенковой «Оригинальные пальчиковые игры».
2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам не раз придется показать тот или иной прием.
Вот несколько самых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.
«Ёлка».
Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).
Этапы выполнения работы:
- согните квадраты по диагонали
- склейте у полученных треугольников вершины (треугольники не должны разгибаться
- у среднего и маленького треугольника взрослый делает надрезы
- вставьте большой треугольник в отверстие среднего, а среднего – в маленький.
Вот и елка.
Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.
«Гриб».
Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой – желтого или белого цвета, размером 6 х 6см.
Этапы выполнения работы:
- согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба.
- согните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба.
- склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте у полученного прямоугольника внутренние стороны.
- у основания треугольника взрослый делает надрез
- «ножка» вставляется в «шляпку».
Грибок готов.
Эти и еще много других моделей оригами вы можете найти в книге, которая представлена на нашей выставке Е.Черенкова «Простейшие оригами».
3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.
Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.
Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.
Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.
4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.
Почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними. Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
- рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
- мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
- На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Литература:
1. Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры»
2. Е. Черенкова «Простейшие модели оригами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Мелкая моторика»
Консультация для родителей«Мелкая моторика»приемы массажа для развития мелкой моторикиигры для развития мелкой моторикипальчиковые игрыстихи и потешки для развития мелкой моторики...
Консультация для родителей "Мелкая моторика в развитии ребенка"
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями...
Консультация для родителей "Мелкая моторика"
Роль мелкой моторики рук в развитии ребенка...
Консультация для родителей "Мелкая моторика рук"
«Истоки способностей и дарований детей–на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский....
Консультация для родителей "Мелкая моторика"
Консультация для родителей "Мелкая моторика"...
Консультация для родителей: "Мелкая моторика и важность ее развития в младшем дошкольном возрасте."
В консультации отражена важность развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте....
Консультация для родителей "Мелкая моторика на любой вкус!"
О мелкой моторике сказано много. И будет сказано еще больше, поскольку она лежит в основе очень многих успехов (или неуспехов!) малыша. Малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, а, может, он иг...