Родительское собрание "Развитие инициативности у дошкольника"
учебно-методическое пособие

Касаткина Ирина Владимировна

Дошкольное детство, без сомнения, является очень важным периодом развития человека. И формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности было и остается в нынешней педагогике одним из самых актуальных направлений. Самостоятельность, инициативность и творчество выделены как основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В статье говориться о том, какими способами можно поддержать детскую инициативу, о методах и приемах развития детской инициативностии что необходимо сделать взрослому для  поддержки детской инициативности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_initsiativnosti_doshkolnikov.docx214.49 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический материал для родительского собрания

«Развитие инициативности у дошкольника»

Материал подготовлен старшим воспитателем Касаткиной И.В.

Дошкольное детство, без сомнения, является очень важным периодом развития человека. И формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности было и остается в нынешней педагогике одним из самых актуальных направлений. Самостоятельность, инициативность и творчество выделены как основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Инициатива – (от французского initiative и от латинского initium - начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин «первый шаг».

Инициативность – это активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, особенно творческой. Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребёнка отличает содержательность интересов.

 Какими способами можно поддержать детскую инициативу?

1.  Создание развивающей предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам.

2.    Выбор ребенком сотоварищей, места, материалов, содержания деятельности на основе собственных интересов.

3.    Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.

4.    Сотрудничество взрослых и детей, которое подразумевает создание условий, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие, а не стараться всё сразу показывать и объяснять.

https://ppmsp.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/307/740/original/1074664_1920x1080.jpg

Методы и приемы развития детской инициативности:

  1. Дидактическая игра.

Дидактические (обучающие) игры – это условные ситуации, организованные в игровой форме и имеющие познавательную ценность. При этом образовательная цель реализуется посредством игровых действий детей. 

Виды дидактических игр: 

  • Игры с предметами (игрушками) – основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. 
  • Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.
  • Словесные игры – эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей.   

2. Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

  1. Самоорганизованная деятельность.

Самоорганизация – это деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Взрослые должны создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно-развивающей среде), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Взрослые могут подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

  1. Трудовая деятельность.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Взрослым важно не упустить момент, когда дети хотят трудиться и участвовать в выполнении бытовых дел. Грамотной поддержкой взрослые смогут укрепить интерес к труду, в то время как отстранением ребенка от дел постепенно отобьют у него желание физически трудиться.

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

  1. Проектная деятельность.

Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6. Развитие коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

1. Развиваем умение сотрудничать.

2. Развиваем умение активно слушать.

3. Развиваем умение самостоятельно высказываться.

4. Развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7. Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

На ежедневных занятиях воспитываются самостоятельность и инициативность, формируются самосознание ребёнка и уверенность в собственных силах, дети учатся смело высказывать свои суждения.  

https://ppmsp.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/307/743/original/b005f1b386d4c151faa48e680b188350.jpeg

Для поддержки детской инициативности необходимо:

1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.

2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.

3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями.

5. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям.

         Уже в раннем возрасте у ребенка появляется элементарное желание помочь маме помыть посуду или папе – закрутить шуруп. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребёнок «лезет помочь». И во-вторых, не вздыхать «инициатива наказуема», когда ребёнок в чём-то ошибается.

Наоборот, для развития инициативности родителям необходимо поощрять желание ребёнка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Родители должны помнить, что развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребёнку самовыражаться и инициировать творческие порывы.

 Что еще нужно знать родителям о развитии инициативы у детей?

  • Пишите и планируйте для ребёнка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование – основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти.
  • Хвалите ребёнка за проявленную инициативу, за необычный способ выполнения дела.
  • Показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребёнка.
  • Ненавязчиво подсказывайте ребёнку, в каком направлении можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите его за инициативность.

 Дорогие родители! Для развития инициативности у детей поддерживайте их энергичность и активность, смелость и рискованность. При вашем доброжелательном отношении и при постоянной поддержке ваш малыш обязательно станет инициативным и самостоятельным. При этом не забывайте, что любая инициатива должна быть разумной и нравственно оправданной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в различных видах деятельности

Для старшего дошкольного  возраста  характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям  реализации общеобра...

Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)

Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с п...

"Инициативная личность дошкольника с точки зрения психологов"

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для созда...

Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"...

Отзыв на презентацию опыта работы "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности".

Презентация опыта работы проходила в рамках единого методического дня "Инновационные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста" ( в рамках реализации инициативного про...