Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Такой социальный заказ не случаен, он объясняется особенностями экономической ситуации в стране. На сегодняшний день у нас с вами - рынок труда. А что это значит? Это значит, каждый сам в ответе за то, как он представит себя на этом рынке труда и будет ли он востребован. Учитывая то, что научный прогресс развивается сегодня очень быстро; и то, что мы знали вчера и сегодня, через год, а, может быть и раньше, устареет, то главное на сегодняшний момент – постоянно развиваться. Поэтому и основная цель сегодняшних стандартов – научить учиться. То есть значимая модель, которая у нас была, должна переродиться в компетентностную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Такой социальный заказ не случаен, он объясняется особенностями экономической ситуации в стране. На сегодняшний день у нас с вами - рынок труда. А что это значит? Это значит, каждый сам в ответе за то, как он представит себя на этом рынке труда и будет ли он востребован. Учитывая то, что научный прогресс развивается сегодня очень быстро; и то, что мы знали вчера и сегодня, через год, а, может быть и раньше, устареет, то главное на сегодняшний момент – постоянно развиваться. Поэтому и основная цель сегодняшних стандартов – научить учиться. То есть знаниевая модель, которая у нас была, должна переродиться в компетентностную.
Напомню, что в государственных стандартах ДО на этапе его завершения одним из целевых ориентиров предусмотрена возрастная характеристика возможностей детей – «уметь проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, продуктивной деятельности, общении».
То есть, мы с вами тоже получили социальный заказ от государства – воспитать самостоятельного, инициативного дошкольника.
Что же такое самостоятельность, и когда ее начинать развивать?
М. Монтессори рассматривала самостоятельность как биологическое качество человека. Считала, что природа дала людям возможность развивать ее для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, в научении переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.
В современной педагогике самостоятельность рассматривается как одно из качеств социально компетентной личности, как основа формирования других значимых социальных качеств, таких, например, как субъектная активность, творческая инициатива, самопознание, самовосприятие, самоизменение, саморазвитие. По большому счету самостоятельность ребенка является основой формирования всех ключевых компетенций. Неспособность ребенка к самостоятельной активной деятельности ведет к невозможности приобретения им и общекультурных, и познавательных, и личностных компетенций, т. е. ведет к социальной незрелости. Именно через активную деятельность, самостоятельные пробы и ошибки ребенок приобретает опыт в разных областях жизни, в том числе и социальной.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени:
- Первая ступень — когда ребенок действует самостоятельно в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
- Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Маша без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.
- На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
1. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, потому что создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин).
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
2. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева). Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.
3. В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
4. Общение. В дошкольном возрасте, помимо общения со взрослыми, дифференцируется и достигает развернутой формы общение со сверстниками. К пяти-семи годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству.
5. И высшая ступень развития самостоятельности - Самоорганизация - деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность человека рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью.
Исходя из вышеуказанного, самостоятельность представляется как исходная основа. Стартовая площадка становления самоорганизации в целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.
Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают:
- стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей: умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
- умение поставить цель деятельности: сознательность действий умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
- осуществить элементарное планирование: умение понять цель работы, предвидеть ее результат;
- реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели: умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
- а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач: умение переносить известные способы действия в новые условия.
Это те умения, которым мы должны научить детей.
Развитие самостоятельности в самообслуживании преследует цель закрепить и довести до известного автоматизма приобретенные навыки. Умение самостоятельно следить за внешним видом — важная обязанность дошкольника. Свидетельством успешного развития самостоятельности старших дошкольников в самообслуживании является качество выполнения процессов самообслуживания, достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой, приводить себя в порядок, умение заметить непорядок во внешнем виде сверстника, указать на него, помочь его устранить. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.
Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого из детей и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.
Главные принципы, которых можно придерживаться при развитии самостоятельности и инициативности, следующие:
1. Заботиться о том, чтобы ребенок имел возможность видеть досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы было поменять фломастеры, в ответ высказывать сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относиться к ним бережно и самое главное, понимать, что за каждое действие приходится отвечать.
2. Принцип целесообразности. Допустим, не стоит просить ребенка класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
3. Максимально конкретная и понятная формулировка просьбы. Например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
4. Важно объяснение ребенку смысла и конечной цели выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: успеем застать машину с продуктами или подольше поиграть в песочнице; быстро разденемся, успеем поиграть с конструктором или дочитать нашу сказку.
5. В ситуации, когда мы для чего-то организуем детей, а кто-то из них ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, можно попросить его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите его посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с остальными детьми (лепкой животного, рисованием самолета и т.д.). Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами?»
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:
1-й уровень
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
2-й уровень
Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
3-й уровень
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения!
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
Итак, для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.
В чем конкретно может проявляться инициативность дошкольника:
- в создании сюжетов и организации совместных игр,
- в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов),
- способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей.
Как взрослый может помочь развитию детской инициативы при организации детьми с/р игры? Расцвет с/р игры приходится на средний дошкольный возраст. Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Существуют два способа подготовки детей к принятию ролей:
- организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;
- эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.
Что касается организованных наблюдений, тут все понятно: это наши целевые прогулки, экскурсии, беседы о труде взрослых и т.п. А вот эпизодические целевые воздействия предполагают совместную игру воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. Например, не просто доктор, а главный доктор, который может и к м/с обратиться с поручением, и с больным повзаимодействовать, и к доктору на приеме с вопросом обратиться. Или: мастер по ремонту машин может и с «коллегой» «поговорить», и с тем, кто машину бензином заправляет, и в кассу заглянуть по какому-нибудь делу.
2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
Обогатить ролевое поведение можно:
- путем внесения новых атрибутов в игру детей;
- можно использовать прием «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру. Или игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; а взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. При этом сюжет игры не рассказывается детям предварительно, а игра начинается сразу после предложения ребенку основной роли, которая, по мнению воспитателя, обязательно должна привлечь ребенка.
Инициативность наиболее ярко проявляется так же и в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников.
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра же, как педагогическая форма (организованная воспитателем), способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры, она не может обеспечить развитие. Использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
Поэтому только при поддержке спонтанной игры, ее обогащении, обеспечении игрового времени и пространства возможно развитие детской инициативности, а значит и – формирование целевых ориентиров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через креативную игру-драматизацию.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, где формированию инициативности и самостоятельности ребенка должно ...
«Развивающая предметно-пространственная среда как условие для развития самостоятельности и инициативности дошкольников»
Развивающая предметно- пространственная среда –определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, о...
Практикум для родителей "Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника"
В данной публикации представлена презентация и конспект занятия для родителей, посвященного проблеме развития самостоятельности и инициативности дошкольника. Преимущество отдается интерактивным и игро...
«Роль игры в развитие самостоятельности и инициативности дошкольника»
В данной статье раскрывается роль игровой деятельности в развитии детской инициативности и самостоятельности....
Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников
Научный прогресс развивается сегодня очень быстро; и то, что мы знали вчера и сегодня, через год, а, может быть и раньше, устареет, то главное на сегодняшний момент – п...