Консультация. «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
консультация (подготовительная группа)
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей. | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль семьи в развитии
поисково-исследовательской активности ребенка»
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково – исследовательской активности детей:
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности);
- Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.
Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.
1. В ванной комнате разрешите играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами ("Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку, ведром или губкой?")
Это поможет ребёнку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
2. При уборке комнаты, спросите у ребёнка, как он считает, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что он сделает сам? В чём ему понадобится помощь?
Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
3. Занимаясь ремонтом в комнате, узнайте, какого цвета обои он хотел бы видеть в своей комнате? На что бы ему приятно было смотреть? Как он думает, где лучше всего повесить его рисунки?
Это поможет ребёнку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
4. Предложите поэкспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в неё набрать воды? Сколько, по- твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмёшь, а потом отпустишь, что будет?
Это поможет понять, что такое объём, делать открытия и смелее экспериментировать.
5. Поливая цветы, спросите: все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли, побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?
Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, занятия, игру, прогулку, сон. Этот метод даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются умственные умения, развивается речь. Правы те родители, которые строят своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, деятельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Рекомендации родителям для поддержания интереса к познавательному экспериментированию.
НЕЛЬЗЯ.
1. Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность.
2. Отказываться от совместных действий с ребёнком, игр- - ребёнок не может успешно развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
3. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
4. Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые взрослые считают нарушением правил, требований. Но это не так. Если поступок сопровождается положительными эмоциями, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследует цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
5. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
НУЖНО
1. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
2. Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя желание узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
3. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
4. Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретёт умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
5. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
И помните: "Самое лучшее открытие - то, которое ребёнок делает сам".
Ральф У. Эмерсон
Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей необходимо заинтересовать, но и похвалить за проведённую работу. Несмотря на большую занятость в выполнении конкретного задания отказа не будет.
Мир, вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это - в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Подготовил воспитатель: Язенок Ю.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
консультация для родителей...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность....
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители долж...
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»
Консультация«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»...
Консультация "Роль семьи в развитии поисково - исследовательской деятельности детей"
Консультация "Роль семьи в развитии поисково - исследовательской деятельности детей"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»...
Консультация "Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка"
Информация для родителей...