Статья для родителей о детской инициативе и страхе неодобрения
статья

Вербовская Ирина Леонидовна

Дошкольник  четырех-пяти лет начинает постигать законы нашей социальной действительности. Ребенок учиться предвидеть не только свои собственные действия, но и действия других людей, учиться понимать их чувства и намерения, учиться принимать и играть разные роли. В его желаниях все сильнее проявляются личные предпочтения, ребенок уже очень хорошо сам знает, что для него хорошо, а что плохо. Развивается чувство справедливости, которое понимается ребенком как соответствие правилу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_detskoy_initsiative_i_strahe_neodobrenia.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о детской инициативе и  страхе неодобрения

Дошкольник  четырех-пяти лет начинает постигать законы нашей социальной действительности. Ребенок учиться предвидеть не только свои собственные действия, но и действия других людей, учиться понимать их чувства и намерения, учиться принимать и играть разные роли. В его желаниях все сильнее проявляются личные предпочтения, ребенок уже очень хорошо сам знает, что для него хорошо, а что плохо. Развивается чувство справедливости, которое понимается ребенком как соответствие правилу. Если требования родителей  в этот момент противоречат потребностям внутреннего развития малыша, то он может почувствовать беспокойство и даже враждебность   по отношению ко взрослым. В душе ребенка будет происходить борьба между стремлением нравиться взрослым и желанием поступить по-своему. Малыш и сам, не понимая причин своего состояния, просто инстинктивно будет чувствовать опасность, угрожающую развитию его личности, отсюда возникнет мнительность, тревога, беспокойство, страх. Любой страх или беспокойство малыша это своеобразный опыт познания отношений ребенка  с окружающим миром.

У детей прекрасно развита фантазия и все трудности по приспособлению к повседневной жизни, которые они сразу не могут решить ( например из-за неопределенности требований взрослых), дети переносят в мир своих игр , мечтаний и пытаются решить их там. Когда это у них не получается, реальные страхи приобретают вид страшных чудовищ, которые приходят ребенку в кошмарных снах. Чувство непонятности,  эмоциональная изоляция превращается у малышей в страх одиночества, темноты, болезни, в страх ожидаемого несчастья.

Страх ошибиться или не угодить требованиям взрослого замечается, как правило, только тогда когда становится чертой характера ребенка, а потому требует особого внимания. Такой страх держит малыша в постоянном напряжении, и особенно заметен в присутствии взрослых. Ребенок все время пытается угадать, что от него требуется и не может в полной мере проявить свой творческий потенциал, научиться действовать самостоятельно. Эти страхи выражают неуверенность малыша в себе, в своей способности оправдать завышенные требования родителей. Например: мальчики, растущие без отца, испытывают трудности в понимании своей мужской роли, так как не имеют образца для подражания. Дети, родители которых часто ссорятся между собой, тоже подвержены страхам, поскольку они лишены возможности влиять на конфликты родителей. На развитие страхов у детей могут влиять определенные черты характера отца или матери, а также распределение семейных ролей. Слишком нерешительное, а порой уступчивое поведение одного из родителей (особенно отца) способствуют проявлению у ребенка чувства тревожности. Родительская требовательность иногда приводит к еще более серьезным нарушениям психики у особенно впечатлительных детей, например, может     развиться склонность к навязчивому счету, когда ребенок начинает считать все проезжающие мимо синие машины и по результату определяет хороший или плохой будет день. Навязчивые состояния характерны для поведения того ребенка, который боится совершить ошибку и сделать что-то не так. При дальнейшем развитии этих страхов у беспокойного, мнительного малыша могут возникнуть психологические зависимости от навязчивых мыслей, что снизит его способность управлять собой.  Если родители постоянно запрещают ребенку выражать свои чувства, мешают выплескивать лишнюю энергию в шумных играх и выдумках, то это ведет к несформированной детской самостоятельности.

Родителям необходимо научиться понимать желания и потребности ребенка, научиться не рассматривать каждое слово и действие малыша с точки зрения нравственности. Поощрять стремление ребенка быть искренни в своих желаниях, позволять ему иметь свои мысли и чувства, совершать поступки. Учить общению с другими людьми. Стараться разделять реальность фантазий детей. Обязательно отзываться на проявление чувств малыша. Родители должны стараться быть рассудительными в своих эмоциях, последовательными и терпеливыми в своих требованиях и поступках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей" Развитие детской инициативы"

Консультация для родителей " Развтие детской инициативы...

Статья на тему: "Развитие детской инициативы и творческих способностей в изобразительной деятельности."

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода....

Мастер - класс для родителей: "Поддержка детской инициативы раннего возраста"

Инициатива понимается психологами как проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами. Без способности проявлять инициативу не может ...

статья в сборник "Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно развивающей среды"

формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно развивающей среды...

Консультация для родителей "Развитие детской инициативы"

laquo;Посеешь заботу – пожнёшь инициативу»  (В.О. Ключевский, российский историк XIX века)...

статья по теме: "Поддержка детской инициативы на уровне ДО в соответствии с ФОП ДО"

В статье рассматривается вопрос использования одной из современных технологий: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности детского сада....