РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
консультация
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка и один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе.
КРИТЕРИИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
1. Сформированность звукопроизношения.
К 5 – 6 годам звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью. Ребенок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
2. Сформированность фонематических процессов.
К 5-6 годам ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении:
– по звонкости-глухости (бочка – почка);
– твердости мягкости (кон – конь);
– близкие по артикуляции звуки (рак – лак).
3. Владение навыками звукового анализа и синтеза:
– умение выделять звук на фоне слова;
– слышать и выделять первый и последний звук в слове;
– определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
– определять количество и последовательность звуков в слове;
– называть слова с заданным звуком;
– уметь составлять слова из звуков.
4. Сформированность слоговой структуры слов.
Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не пропускает и не добавляет звуки и слоги.
5. Уровень словарного запаса.
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3500 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
6. Сформированность грамматического строя речи.
К школьному возрасту ребенок понимает грамматические конструкции и умеет пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения:
Дети должны уметь:
– изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
– употреблять различные предлоги;
– согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
– согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
– правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
б) Навыки словообразования:
Дети должны уметь:
– образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
– образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
– образовывать название детенышей животных;
– образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
7. Владение связной речью.
К 7 годам ребёнок должен уметь:
– строить диалог со сверстниками или взрослыми;
– пересказывать содержание сказки, рассказа;
– составлять описательные рассказы;
– составлять рассказы по серии картин и по картине;
– составлять рассказы из личного опыта.
Наличие у первоклассников отклонений в речевом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи вам необходимо обратиться к логопеду до начало обучения ребенка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребёнка к школе
Консультация для родителей...
"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"
консультация для родителей подглтовительной группы...
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...
Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...
Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...