Игры на развитие произвольного внимания
картотека (подготовительная группа)
Игры на развитие произвольного внимания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_proizvolnogo_vnimaniya.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие произвольного внимания
«Вы поедите на бал?» («Барышня -крестьянка»)
В начале игры определяем ведущего (кто будет задавать вопросы, а кто отвечать)
Водящий начинает игру с присказки:
- Да и нет не говорите, черное с белым не берите, Вы поедите не бал?
Второй игрок отвечает, например:
- Наверное…
Далее водящий начинает задавать любые вопросы: «на чем поедите?», «с кем поедите?», «что оденете?», пытаясь подловить игрока и заставить его ответить да, нет, черное, белое.
Если слово случайно сказано, то игроки меняются ролями.
Если вы играете втроем, один игрок отвечает, а двое по очереди его спрашивают.
Водящий может использовать разные стратегии, например сначала отвлечь игрока простыми вопросам, не требующими таких слов в ответах, а потом неожиданно спросить что-то провокационное.
«Запомни и расскажи»
Возьмите несколько предметов. Это могут быть игрушки, карандаши, книжки, кубики, расчески, заколочки, что угодно. Разложите их в ряд. Дайте своему ребенку несколько секунд, чтобы все рассмотреть. Затем он должен отвернутся. А вы убираете один предмет. Задача – определить, чего недостает. Вы также можете менять предметы местами, либо заменять один предмет на другой. Задача ученика – все запомнить, и дать верные ответы на вопросы.
«Запрещённое движение»
Для игры нужны ведущий и игроки. Чем игроков больше, тем веселее получается занятие. Но можно поиграть вдвоём, без компании.
Ребята становятся вокруг ведущего. Ведущий показывает движение, которое игроки должны повторить. Но одно из движений — запрещённое (его объявляют перед началом игры). Если ведущий покажет его, детям надо остановиться на месте. Кто ошибся, выбывает из круга. Игра продолжается, пока в кругу не останется только самый наблюдательный. Он объявляется победителем и становится новым ведущим.
«Не делом, а словом»
Игроки должны выполнять словесные команды ведущего. Сложность задания в том, что ведущий говорит одно, а делает другое:
- говорит прыгать на месте, а сам начинает приседать;
- говорит хлопать в ладоши, а сам топает ногами.
Это занятие интересно и малышам, и даже взрослым. Попробуйте и расскажите о своих впечатлениях в комментариях!
«Хлопай»
Ведущий быстро называет ряд знакомых ему слов. Ребенок внимательно слушает, и каждый раз, когда вы называете животное (к примеру) – быстро хлопает в ладошки! Играть можно также с группой детей. Кто сбился — тот выбывает.
«Поиграем в корректора»
Для игры потребуются старые журналы или книги с крупным шрифтом.
На выполнение задания следует отводить не более 5 минут. Ребенку выдается текст, взрослый говорит: «В тексте необходимо вычеркнуть все буквы «О». Затем работа «корректора» проверяется.
Игра в корректора – это систематическая тренировка внимания. На последующих этапах она проводится с постепенным усложнением заданий. Например, ведущий просит букву «О» зачеркивать, а букву «И» – подчеркивать. В процессе выполнения задания может быть дана команда «Наоборот!». При работе с текстом может предлагаться и большее количество заданий, в зависимости от того, насколько легко ребенок с ними справляется. Таким образом, будет происходить тренировка и концентрации внимания, и умения его переключать и распределять.
Игра «Наблюдатель»
В эту игру можно играть как дома, так и на улице. Если вы с ребёнком находитесь в комнате, попросите ребёнка осмотреться и назвать все круглые предметы в комнате, потом все красные, потом все твёрдые и так далее. Для трёхлетних малышей признаки, по которым ему надо называть предметы, должны быть совсем простыми, например, только по цвету или форме. Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть признаки. Пятилетним детям уже можно давать задания назвать все гладкие предметы в комнате, все шершавые, все деревянные, все пластмассовые, все мягкие. На прогулке можно попросить малыша называть всё подряд, что он видит на улице, а уже потом давать задания называть предметы по каким-либо признакам.
Игра «Угадай, что я вижу»
Договоритесь с ребёнком, что Вы будете на что-то смотреть, а ребенок должен угадать, на что именно вы смотрите. Потом поменяйтесь ролями. В эту игру можно играть где угодно, хоть дома, хоть на прогулке. Если в игре участвует несколько детей, то каждый по очереди на что-то смотрит, а остальные угадывают.
Игра «Прыгающая лягушка»
Для игры понадобится лист бумаги, на котором нарисован квадрат из 9 клеток: 3 на 3. В центре квадрата нарисуйте или наклейте вырезанную из бумаги лягушку. Взрослый кладёт лист перед малышом и предлагает ему по команде мысленно перемещать лягушку по квадратам. Взрослый начинает игру и говорит: «вверх», «вправо», «вниз», «влево», «ещё раз влево». Ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда лягушка «выпрыгнула» за пределы квадрата. После этого игра начинается сначала. Перед началом игры убедитесь, что ребёнок ориентируются на листе бумаги. Покажите ему, где верх, низ, право и лево. На примере объясните малышу, как прыгает лягушка, показывая карандашом на нужные квадраты. Обязательно в примере покажите, как лягушка выпрыгивает за пределы квадрата и что в этот момент надо хлопнуть в ладоши.
Игра «Пуговица»
Для игры понадобятся два одинаковых набора из 3-7 разных пуговиц, два игровых поля - квадратные листы бумаги, разделённые на клетки и такого же размера два чистых листа. Сядьте с ребёнком друг напротив друга. Перед собой и перед ребёнком положите набор пуговиц, игровое поле и чистый лист бумаги. Начните игру, расставив на своём поле по разным квадратам 3 пуговицы. Предложите малышу запомнить, как они лежат. Ребёнок должен посмотреть и запомнить где какая пуговица лежит. После этого закройте чистым листом бумаги свое игровое поле, а ребёнок должен повторить расположение пуговиц на своем поле. Если ребёнок угадывает, ход переходит к нему, и тогда он на своём поле выкладывает пуговицы. Вам надо запомнить и когда малыш закроет своё игровое поле бумагой, выложите пуговицы на своём поле. Постепенно игра может усложняться и пуговиц становиться больше. Когда дети подрастают, то их можно сажать играть в эту игру самостоятельно по два игрока за столом. Главное объяснить им правила игры и проследить, что они правильно всё поняли.
Игра «Найди игрушку»
Выберите любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам. Примеры подсказок, по которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым, на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет игрушку, а вы ищете её по подсказкам ребёнка. Если в игре участвует несколько детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку.
Упражнение «Не говори "нет"»
Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».
Примеры вопросов с «ловушкой»:
- «Ты спишь с открытыми глазами?»
- «С неба падают шоколадки?»
- «Брюки надевают на голову?»
- «Человек спит в собачьей будке?»
- «Нос нужен для того, чтобы слышать?»
- «Хлеб пекут в холодильнике?»
- «Тяжелая гиря может плыть по реке?
- «Птицы долетают до Луны?»
- «Ты умеешь летать?»
- «Сладкое - это невкусная еда?»
«Летает – не летает»
Взрослый произносит слова, обозначающие предметы или объекты (ворота, ворона, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет и т.п.). Если они могут летать, ребенок машет руками. Если нет – приседает. По такому же принципу проводиться игра на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты и т.п.). Задуманное обобщение можно выделить среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.
Игра «Не пропусти профессию»
Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора. Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.
Варианты слов:
- ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ,
- АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ,
- СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ,
- ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР,
- ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД,
- УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ,
- ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,
- ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ,
- ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРАФ,
- БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ,
- ВОСПИТАТЕЛЬ, ШУТКА, СОЛНЦЕ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на развитие произвольного внимания
Данные игры направлены на развитие умения произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли; удерживать внимание в течение длительного вр...
Игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
Развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста...
Развитие произвольного внимания через логопедические игры
Консультация для родителей...
Игры и задания на развитие произвольного внимания
Развитие внимания у детей...
Игры на развитие произвольного внимания
Игры на развитие произвольного внимания...
Мастер - класс "Дидактические игры, способствующие развитию произвольного внимания и памяти детей младшего дошкольного возраста"
Дидактические игры занимают большое место в практике ДОУ. Они являются самостоятельной формой обучения в детском саду. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание предлагается в и...
Игры для развития произвольного внимания и поведения
Под произвольностью в психологии понимают сознательную саморегуляцию поведения, иными словами – умение подчинить себя правилу. Она является одним из ключевых компонентов психологической готовнос...