консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа) на тему
в консультации в доступной форме для родителей форме раскрыты понятия готовности к школе, состовляющие готовности, а также практические рекомендации и советы как осуществлять подготовку ребенка в школе, основываясь на ведещей игоровй деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе" | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме:
«Готовность ребенка к обучению в школе».
Провела педагог-психолог ГБДОУ № 14
Петродворцового района СПб
Гудзик Татьяна Владимировна.
План выступления:
- понятие «Готовность к школе».
- вопрос: « Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе?»
- результаты психолого-педагогического обследования уровня развития воспитанников подготовительных групп.
- рекомендации для родителей.
- Вопрос для родителей: Из чего складывается готовность ребенка к обучению в школе?
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что из знания алфавита, из умения читать, писать, и навыков быстрого счета.
Готовность ребенка к обучению – это уровень физического и психического развития, при котором те требования, которые будет предъявлять школа, не будут для него чрезмерными и не приведут к нарушениям его здоровья.
Что же относится к этим требованиям:
- Ответственное отношение к школе
- Произвольное управление своим поведением
- Выполнение умственной работы, которая обеспечивает усвоение знаний.
- Установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений в совместной деятельности.
Очень часто мы слышим такие слова «психологически не готов к школе» и неверно их растолковываем, понимая под этими словами – когда у ребенка есть определенные личностные качества, или эмоционально-волевая незрелость, которые не позволяют ему успешно обучаться в школе. Однако такие представления и понимание не верно.
Психологическая готовность - это очень обширное понятие, которое включает сформированность различных сфер: (слайд)
Интеллектуальная готовность - это уровень развития познавательных психических процессов необходимый для успешного овладения школьной программы.
Интеллектуальная готовность не предполагает у ребенка каких-то определенных сформированных умений (счета и письма). Это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое дает возможность читать, считать и решать задачи
Бывает, что будущий первоклассник умеет читать, писать, считать, но у него рассеянное внимание, плохо развита память и у него будут трудности в школе и наоборот ребенок с более высоким уровнем развития памяти, внимания, мышления сможет догнать и перегнать в успешности своих сверстников.
Многие познавательные психические процессы к 7 годам приобретают произвольность. Ребенок способен управлять памятью, вниманием, т.е. делает и запоминает не то что просто интересно, но и нужно.
Мотивационная готовность – это наличие у ребенка желания учиться.
И, наверное, если вам сейчас задать вопрос: «Хочет ли ваш ребенок идти в школу?». Почти все сразу ответите: «Да!». Значит и мотивационная готовность сформирована. Однако это совсем не так.
Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Он может хотеть в школу, потому что все друзья пойдут, потому что купят новый портфель и другие вещи, привлекает детей класс, школа, учительница. Но еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Просто они поняли, что статусное место гораздо важнее и почетнее, хочет стать взрослым.
Важно, чтобы школа привлекла именно своей деятельностью- учением (учебной) «Хочу учиться!». Именно стремление стать учеником, т.е. выполнять правила поведения школьника, иметь обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника».
Волевая готовность - умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит учитель, довести начатое дело до конца, работать по инструкции, планировать свои действия, способность управлять своим поведением.
Эмоциональная готовность. Отдавая ребенка в школу, кажется, что его отношение к ней будет положительным. Однако это не всегда так, в феврале уже приблизительно 15% детей испытывают негативное отношение к школе.
В чем причина?
- Вами выбран неверный темп работы, объем, что приводит к переутомлению, страху не успеть, в поведение могут появиться протест, негативизм.
- Частые ежедневные разговоры дома о школе вызывают у детей тревогу
- Активных, непоседливых детей стараются превратить в прилежных, послушных и удобных, что вызывает у детей негатив.
- Не правильно формируете понятие школьной оценке. Часто дети задают вопрос: «А мне сегодня 5?» и вроде бы для того чтобы поддержать интерес вы соглашаетесь и оцениваете работу «5» или «4». А потом в реальной школьной жизни возникают противоречия, разочарование, негативное отношение.
И еще говоря о развитии эмоциональной сферы необходимо пару слов сказать о самооценке. Конечно, у ребенка самооценка должна быть адекватной. Дети с завышенной (высокой) самооценкой всегда считают, что виноват кто-то другой, они все знают, поэтому, когда сталкиваются с трудностями, бросают начатое дело, до конца не могут выслушать задание.
С заниженной – испытывают страх, неуверенность при новом деле, боятся, что не справятся.
- Что в первую очередь необходимо развивать? (слайд)
Трудно дать однозначный ответ. Некоторые считают, что надо развивать только познавательную сферу, другие – развивать самостоятельность, организованность, чаще все сводится к тому, что за последний год до школы начинают учить писать, читать. И не имеют положительных результатов в этом процессе.
А поможет нам разобраться в этом вопросе схема психолога Ганзена. В ней условно отображены в виде блоков разные сферы психической деятельности человека. Все психические функции тесно связаны друг с другом. Он считал «входом» является ощущения, которые подкрепляются эмоциональной оценкой и окраской. Познание человека окружающего мира начинается с ощущений, а «выходом» - действия и речь.
Наше сознание (шапочка) – все собирает воедино, все сферы, регулирует наше поведение. Так как наша психика всегда функционирует, как единое целое недостаточная сформированность отдельных компонентов вызывает дефект, проблему в развитии других.
Например: недостаточное эмоциональное развитие приводит к трудностям в развитии волевых качеств и мотивации к обучению.
И данная схема (функциональная структура психики) наглядно помогает нам понять, как правильно организовать подготовку к школе.
Наверное, из моего рассказа вы поняли, насколько все процессы тесно переплетены между собой. Поэтому в настоящий момент нужно понять и определить те трудности, которые наблюдаются и работать именно над ними, а не опережать развитие вашего ребенка.
Пример: многие из вас считают, что одним из показателей готовности к школе являются умения читать, а многие дети не могут этому научиться. Почему же так происходит?
Процесс овладения чтением очень сложен, в нем задействованы многие системы головного мозга. Ребенок должен
- Запомнить зрительный образ буквы (для этого у него должен быть хорошо развито зрительное восприятие и память)
- Запомнить какому изображению соответствует определенный звук (слуховое восприятие)
- Понимать, что при письме и чтении звуки и буквы как бы нанизываются на бусы по очереди в строгой последовательности
- Необходимо удерживать в памяти предыдущие, объединить их, соотнести полученное сочетание звуков со смыслом (мышление, слуховое восприятие, зрительное восприятие, память)
- И далее чтобы изобразить (написать) необходима достаточно развитая моторика, зрительно-моторная координация, внутренний план действий.
- Усидчивость и внимательность
И, конечно же, если есть трудности в развитии хотя бы одного из процессов, то процесс обучения чтения и письма нарушается.
- результаты психолого-педагогической диагностики. (слайд)
- Кто должен осуществлять подготовку ребенка к обучению в школе?
Часто родители рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей и в этом направлении в ДОУ ведется огромная работа. Но без помощи родителей подготовка не является качественной. Опыт работы показывает, что никакое самое лучшее дошкольное образовательное учреждение не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. Безусловно, в детском саду дети учатся многому, но если занятиями не интересуются в семье, не придают им должно значения, не поощряют усердия и старания ребенка, то ребенок тоже начинает относиться к обучению пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности. Невнимание родителей обижает детей, они обижаются, в последствие, появляются проблемы в развитии эмоциональной сферы.
- Как организовать подготовку ребенка к школе?
- Непродолжительные приятные для ребенка занятия продолжительностью 15-20 минут, такого рода занятия должны быть систематичными.
- Дошкольник учится в игре. Это ведущий вид деятельности.
В настоящее время предлагается большое количество книг и тетрадей для подготовки к школе, но совсем забыли об играх, которые играли сами, которые способствуют познанию окружающего мира, развитию памяти, внимания, мышления.
ИГРЫ:
- Я ЗНАЮ 5
- СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ
- ЛИШНЕЕ СЛОВО
- ИГРА В СЛОВА
- ЛОТО
- ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ, КВАДРАТНЫМ, ТРЕУГОЛЬНЫМ. (разновидностьСЛЕДОПЫТ)
- ГОРЯЧО-ХОЛОДНО
- ОТГАДАЙ ЧИСЛО
- ПОИСК КЛАДА (отыскивание сюрприза по плану комнаты)
- СТРАНА ВЕЩЕЙ
- ГОВОРИ НАОБОРОТ
- ЦВЕТА
- КРАСКИ
Безусловно, есть и те игры, задания и упражнения, которые выполняются при помощи бумаги и карандаша.
- ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
- НАЙДИ И ВЫЧЕРКНИ
- ШТРИХОВКИ, ОБВОДКИ, КОПИРОВАНИЕ ФРАЗ И ИЗООБРАЖЕНИЙ.
- ЛАБИРИНТЫ, ПЕРЕПУТАННЫЕЛИНИИ
- НАЙДИ ОТЛИЧИЯ
Огромное значение в развитии детей приносят конструкторы, складывание из палочек.
- Принцип от простого к сложнму
- Адекватная оценка успехов, при неудачах «если бы ты сделал …. У тебя бы получилось лучше.
- Играть можно везде дома когда заняты другим делом, в транспорте и т.д.
- В общение и игре с ребенком должно присутствовать ваше желание и вам должно быть интересно, если нет не делайте через силу, в этом нет пользы
- Не опережайте изучение программы 1 класса
Заключение: готовность к обучению в школе – это не программа, которой можно обучить, натренировать. Это интегративное свойство, которое развивается через обычное «участие в жизни» и игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Эмоционально - волевая готовность ребенка к обучению в школе"
Консультация для родителей воспитанников...
Консультация для родителей "Физическое здоровье и готовность ребенка к обучению к школе"
Консультация для родителей "Физическое здоровье и готовность ребенка к обучению к школе"...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...
Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"
Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"...
Консультация для воспитателей на тему:«Идем в школу с радостью» -создание условий для успешной социализации ребенка к обучению в школе»
laquo;Идем в школу с радостью» -создание условий дляуспешной социализации ребенка к обучению в школе»...
“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.
В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...