Анализ удовлетворенности родителей в детском саду "Звездочка"
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Анализ удовлетворенности родителей воспитанников
психологическим сопровождением в детском саду
Учебный год 2019 - 2020
МБДОУ детский сад «Звездочка»
Цель мониторинга - изучение удовлетворённости родителей качеством
услуг, предоставляемых педагогом - психологом в МБДОУ детский сад «Звездочка».
Основные задачи:
1.Выявить представления родителей о психологическом сопровождении в ДОУ;
2.Разработать рекомендации по улучшению качества услуг, предоставляемых педагогом-психологом в ДОУ и оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников.
Мониторинг системы взаимодействия педагога-психолога с семьей проводится на основе анкетирования родителей.
В качестве критериев качества дошкольного образования были определены:
1.Психологический микроклимат в коллективе сверстников, в отношении
с педагогами;
2.Уровень профессиональных навыков педагога (информированность
родителей, использованные формы работы с родителями, авторитет педагога,
учет мнения родителей и т.д.);
3.Удовлетворенность оказываемыми услугами, предоставляемыми педагогом-психологом;
4.Качество созданных условий для образовательной деятельности
(психологическое сопровождение, профилактика, информирование родителей по запрашиваемым услугами т.д.).
Выделенные критерии легли в основу содержания анкеты.
К достоинствам метода анкетирования следует отнести следующие
характеристики:
а) это наиболее оперативный метод сбора первичной информации;
б) результаты анкетирования более доступны для математической обработки;
в) за короткий промежуток времени можно опросить большое количество
людей;
г) наличие анонимности высказывания мнения.
В практике дошкольного учреждения используются групповое и
индивидуальное анкетирование. Индивидуальное анкетирование
используется с помощью раздаточных анкет. Групповое консультирование применяется психологом учреждения при организации групповых
родительских собраний.
Далее представлена анкета, используемая при проведении мониторинга
системы взаимодействия педагога-психолога с семьей для изучения удовлетворенности психологическим сопровождением в ДОУ.
Анкета удовлетворенности деятельностью ДОУ для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы. Ваши ответы помогут нам определить
уровень удовлетворенности работой педагога - психолога.
1. Продолжительность посещения ребенком данного учреждения / данной
группы (укажите название группы)
2. Почему Вы обращались за помощью к педагогу – психологу детского сада в воспитании ребенка?
- нужна срочная консультация;
- вижу заинтересованность психолога;
- психолог всегда идет на контакт;
- хорошая подготовка детей к школе;
- Другое:
3. Удовлетворены ли Вы работой психолога с детьми в детском саду?
- довольны;
- затрудняюсь ответить;
- не довольны.
- Другое:
4. С удовольствием ли Ваш ребенок идет в детский сад? Почему?
5. Удовлетворены ли Вы воспитанием ребенка в детском саду?
- да
- нет
6. Удовлетворены ли Вы отношением педагога-психолога детского сада к Вам?
- да
- нет
7.Удовлетворены ли Вы оказываемыми услугами, предоставленными психологом ДОУ?
- да, полностью
- частично
- не доволен
- другое:
8. Соответствует ли педагог-психолог данного учреждения Вашему
представлению о профессионально компетентных психологах?
- да, полностью
- частично
- не доволен
- Другое:
9. Свободно ли Вы обращаетесь за советом к специалистам
ДОУ? Почему?
- да
- нет
- другое
10. Какую информацию Вы узнаете от педагога-психолога ДОУ:
- об уровне развития своего ребенка;
- об адаптации своего ребенка к детскому саду;
- о возможных профилактических мероприятиях;
- об оздоровлении и физическом развитии;
- о подготовке ребенка к школе;
- о ежедневных достижениях ребенка;
- негативную информацию о ребенке;
- совсем не получаю информацию;
- другое.
11. Отметьте, пожалуйста, в какой форме Вы получаете информацию об
особенностях развития ребенка в детском саду:
- в беседе с педагогом - психологом;
- на консультации педагога-психолога;
- информационный стенд;
- наглядная информация для родителей (буклеты, памятки);
- на сайте ДОУ;
- в ходе собрания;
- другое (укажите форму);
- не получаю никакой информации.
12. Укажите наиболее эффективные формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- посещение занятий;
- тренинги, мастер-классы, семинары;
- совместные праздники, развлечения;
13. На ваш взгляд, наиболее эффективные формы психологического воздействия на детей в ДОУ –
это
- непосредственно образовательная деятельность;
- беседы;
- формы работы с участием родителей;
-индивидуальные занятия.
Благодарим Вас за работу!
2. Результаты изучения удовлетворенности родителей деятельностью
ДОУ.
Количество опрошенных родителей: 63 человека.
Анализ результатов анкетирования позволяет определить уровень
удовлетворенности родителей деятельностью педагога-психолога.
При ответе на вопрос «Почему Вы обращаетесь за помощью к педагогу-психологу в воспитании ребенка?» родители имели возможность
отметить несколько вариантов, поэтому сумма процентов может превышать
100%.
Распределение ответов на данный вопрос представлено в таблице 1.
Таблица 1. Почему Вы обращались за помощью к психологу детского сада в воспитании ребенка? (вопрос 2).
Варианты ответа | % |
Нужна срочная консультация | 31,4 |
Вижу заинтересованность психолога | 24,3 |
Психолог всегда идет на контакт | 28,6 |
Хорошая подготовка детей к школе | 4,3 |
Другое | 11,4 |
Большинство опрошенных родителей (28,6%) отметили, что психолог всегда идет на контакт с родителями и детьми. Позитивными следует считать и другие результаты опроса: 24,3% опрошенных отметили, что видят заинтересованность психолога; 4,3% отмечают хорошую подготовку в ДОУ к школе.
Однако 31,4% родителей отмечают, что ребенку нужна срочная помощь.
При выборе ответа «другое» (11,4%) опрошенных мотивировали
собственный выбор типа «по направлению комиссии», «наличие проблем с речью».
Вопрос анкеты «Удовлетворены ли Вы работой психолога с детьми в
детском саду?» предполагал возможность выбора несколько вариантов
ответа.
Распределение между предлагаемыми вариантами представлено в
таблице 2.
Таблица 2. Удовлетворены ли Вы работой психолога с детьми в детском саду? (вопрос 3).
Варианты ответа | % |
Довольны | 82,9 |
Затрудняюсь ответить | 10 |
Не довольны | 0 |
Другое | 7,1 |
Большинство опрошенных родителей (82,9%) полностью удовлетворены
Работой психолога в детском саду.
Анализ полученных результатов позволяет говорить об удовлетворенности
многими родителями условиями содержания детей в дошкольном
учреждении. Однако 10% родителей затруднились ответить на предложенный
вопрос. Некоторые родители (7,1%) предложили свой вариант типа «это зависит от трудности проблемы», «мы не приходили на прием к психологу».
Представим количественно результаты анкетирования родителей на
следующий вопрос анкеты.
Таблица 3. Удовлетворены ли Вы оказываемыми услугами, предоставленными психологом ДОУ? (вопрос 7).
Варианты ответа | % |
Да, полностью | 67,1 |
Частично | 28,6 |
Не доволен | 0 |
Другое | 4,3 |
Результаты удовлетворенности родителей психологическими услугами
следует считать позитивными. Большинство родителей полностью
удовлетворены оказываемыми услугами (67,1%), 28,6%
частично удовлетворены и 4,3% дали свой вариант типа «мы часто болели, услуги еще не получали».
Ответы родителей на вопрос анкеты «С удовольствием ли Ваш ребенок идет
в детский сад? Почему?» позволили выявить особенности психологического
микроклимата в группе, отношение ребенка к педагогу и взаимоотношения со
сверстниками. Анализ результатов анкеты показал, что 94,3% родителей
отмечает, что дети с удовольствием посещают дошкольное учреждение и
лишь 5,7% отвечает, что ребенок не желает посещать детский сад. Выявление
обозначенного факта требует выяснения причин данного отношения ребенка
к ДОУ с целью повышения уровня мотивации дошкольника к посещению
детского сада.
Родители в своих анкетах уточняют, что их дети считают детский сад «…
своим вторым домом», детям нравятся общение с педагогом, со сверстниками.
Результаты ответов родителей на вопрос «Удовлетворены ли Вы воспитанием
ребенка в детском саду?» 97% родителей ответили, что полностью удовлетворены воспитанием ребенка в ДОУ; 3% - отмечают свою неудовлетворенность. Выявление признаков не достаточной удовлетворенности родителей вызывает
необходимость определения причин данных ответов.
Анализ ответов родителей на вопрос: «Соответствует ли педагог-психолог
данного учреждения Вашему представлению о профессионально
компетентных психологах?» показан в таблице 4.
Таблица 4. Результаты анкетирования родителей (вопрос 8).
Вариант ответа | % |
Да, полностью | 81,4 |
Частично | 18,6 |
Не доволен | - |
Затрудняюсь ответить | - |
По результатам анкетирования 81,4% родителей считают, что психолог
дошкольного учреждения полностью соответствуют представлениям о
профессионально компетентном психологе, 18,6% считают, что психолог
частично соответствуют образу о психологе. В связи с этим можно
предположить необходимость уточнения представлений респондентов о
профессионально компетентном психологе.
Следующие вопросы анкеты были направлены на изучение уровня
удовлетворенности родителей просветительской работой в области
воспитания, развития и образования детей дошкольного учреждения. Так, родители отмечают, что они не испытывают проблем в общении с педагогами, свободно обращаются к ним за советом – 95,7 %, 4,3 %, отмечают, что за советами никогда не обращались по их несвободному графику работы.
Количественно, Какую информацию Вы узнаете от педагога – психолога ДОУ представлены в таблице.
Таблица 5. Вопрос 10.
Вариант ответа | % |
Об уровне развития своего ребенка | 85 |
Об адаптации своего ребенка в детском саду | 77,2 |
О возможных профилактических мероприятиях | 38,6 |
Об оздоровлении и физическом развитии | 20 |
О подготовке ребенка к школе | 79,8 |
О ежедневных достижениях ребенка | 35 |
Негативную информацию о ребенке | 15 |
Совсем не получаю | 1 |
Другое | - |
По результатам анкетирования было выявлено, что психолог больше информирует родителей об уровне развития своего ребенка (особенностях протекания, о ближайшей зоне развития, о возможных проблемах в развитии) - 85%, об адаптации своего ребенка к детскому саду (77,2%), о подготовке ребенка к школе (79,8%). Остальные вопросы освещаются родителям по запросу, в индивидуальной форме.
Среди ответов родителей отмечаются варианты ответов «негативная
информация» (15%). Это говорит об информации, полученной для ПМПк, если у детей есть проблемы в развитии. Некоторые родители не обладают объективностью и для них первичную информацию такого типа слушать неприятно. Но при повторной консультации родители начинают взаимодействовать с психологом.
Ответы родителей на вопрос: «Отметьте, пожалуйста, в какой форме Вы получаете информацию от педагога-психолога ДОУ представлены в таблице.
Таблица 6. Вопрос 11.
Вариант ответа | % |
В беседе с педагогом-психологом | 21,6 |
На консультации у педагога-психолога | 25 |
Информационный стенд | 10 |
Наглядная информация (буклеты, памятки) | 8 |
На сайте ДОУ | 5,4 |
В ходе собрания | 30 |
Другое | - |
Не получаю информацию | - |
Результаты об использовании психологом традиционных форм просвещения
родителей подтверждаются ответами родителей (вопрос 12) о наиболее эффективных формах работы. Наибольшую популярность получили следующие формы работы дошкольного учреждения с родителями, по мнению опрошенных:
родительские собрания (67,1%), индивидуальные беседы и консультации
(38,6%) и совместные праздники и развлечения (50%). Родители указали
такие формы как тренинги, мастер-классы, семинары (27,1%), посещение
родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением (4,3%).
Такие ответы можно объяснить склонностью родителей к привычным, менее
затратным по времени и эмоциональным нагрузкам, формам работы.
В качестве наиболее эффективных форм воспитания детей в ДОУ,
родителями отмечаются: непосредственно образовательная деятельность
(58,6%), формы работы с участием родителей (10%), индивидуальные занятия (40%
опрошенных), беседы (21,4% родителей). Определение непосредственно образовательной деятельности в качестве эффективной формы воспитания детей в ДОУ свидетельствует о стереотипном представлении родителей о деятельности образовательного учреждения. Возможно, присутствует и мнение отдельных родителей о прямой зависимости «наличия занятия» и «развитием» ребенка.
Таким образом, анкетирование родителей по вопросу системы
взаимодействия ДОУ с семьей позволяет выделить следующие затруднения:
- недостаточная информированность родителей со стороны психолога о
содержании и возможных формах психологического сопровождения, о
развивающем эффекте всех видов детской деятельности и о роли семьи в
процессе воспитания и развития ребенка.
- стереотипное представление родителей о деятельности педагога-психолога
- склонность родителей к привычным, менее затратным по времени и
эмоциональным усилиям, формам работы;
- недостаточный уровень мотивации родителей к расширению форм
взаимодействия с ДОУ.
3. Рекомендации по итогам анкетирования.
Продолжать вести педагогу-психологу системную работу по совершенствованию системы взаимодействия ДОУ с семьей для обеспечения открытости и доступности о психологической деятельности, совершенствовании условий для реализации программы педагога-психолога, используя различные формы взаимодействия ДОУ с родителями, в том числе электронный
ресурс.
Включить в программу повышения квалификации использование интерактивных форм работы с родителями, изучение положительного педагогического опыта.
Совместно со всеми педагогами ДОУ организовать обсуждение
результатов анкетирования с целью проектирования дальнейшей работы по
разработке плана взаимодействия ДОУ с семьей, профилактике
эмоционального выгорания, реализации личностно-ориентированного
взаимодействия с детьми, реализации современных развивающих
технологий.
Рекомендации педагогам.
Организовать просветительскую работу с родителями дошкольников с
целью информирования о содержании и возможных формах организации
детской деятельности, о развивающем эффекте всех видов детской
деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка.
Привлекать родителей к совместным мероприятиям, посещению открытых
дней в ДОУ, участию в совместных образовательных проектах, городских и
всероссийских конкурсах среди детей дошкольников с целью демонстрации и обогащения педагогического опыта родителей организации детских видов
деятельности в условиях семьи и ДОУ, презентации их развивающего
эффекта.
Проектировать взаимодействие с семьями дошкольников, используя
разнообразные формы работы с родителями, нетрадиционные формы
информирования о жизни группы (выпуск газеты, почта одного дня, памятки
и т.п.), с учетом социального заказа.
Рекомендации родителям.
С целью создания единого образовательного пространства ДОУ и семьи
принимать участие в совместных мероприятиях с родителями, организованными ДОУ как в традиционной, так и интерактивной форме (тренинги, мастер-классы, практикумы).
Использовать сайт дошкольного учреждения как форму обратной связи,
возможность внесения предложений по совершенствованию психологического сопровождения в ДОУ.
Участвовать совместно с педагогами, психологом, специалистами ДОУ
в проектировании работы по формированию интегративных качеств с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Исполнитель: педагог – психолог Небогатова М.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ анкет удовлетворенности родителей МКДОУ детский сад "Березка" в 2013-2014 учебном году
Анализ удовлетворенности родителей МКДОУ детский сад "Березка" в 2013-2014 учебном году...
Анализ анкет удовлетворенности родителей МКДОУ детский сад "Березка" в 2012-2013 учебном году
Анализ анкет удовлетворенности родителей МКДОУ детский сад "Березка" в 2012-2014 учебный год...
Анализ удовлетворенности родителей психологиеским сопровождением в детском саду за 2016-2017 учебный год
Анализ удовлетворенности показывает, довольны ли родители работой психологической службы в детском саду....
Анализ удовлетворенности родителей деятельностью воспитателя МБДОУ «Детский сад «Снежинка»
Изучение удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу в группе №6...
Анализ удовлетворенности родителей деятельностью воспитателя МБДОУ «Детский сад «Снежинка» в 2020 - 2021 уч. году.
Мониторинг системы взаимодействия ДОУ с семьей...
Анализ удовлетворенности родителей деятельностью воспитателя МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Андреенковой А.В. в 2020 - 2021 уч. году.
изучение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу...
Анализ удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования МБДОУ «Детский сад № 52 «Аленький цветочек»на 2021-2022 учебный год
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ«Детский сад № 52 «Аленький цветочек»О.С. Куликова 12.04.2022 г.Анализ удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования МБДОУ &la...