Воспитательное значение искусства
консультация

Федоренко Елена Геннадьевна

С какого возраста необходимо приобщать ребенка к изобразительному искусству? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_znachenie_iskusstva.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Мы знаем, какое огромное влияние на ребенка музыка, фольклор, литература, изобразительное и театральное искусство. Все виды искусств, как огромный пласт многовековой Культуры, концентрируют в себе богатый социальный опыт. И в этом состоит огромное воспитательное значение искусства.

        Особая роль в эстетическом развитии дошкольника принадлежит изобразительному искусству. Картины, скульптура. Предметы декоративно-прикладного искусства давно прошедших эпох хранят в себе представление о жизни, интересах, обычаях людей далекого прошлого. Яркий пример тому – детский портрет, зарождение которого связано с возникновением этого жанра живописи.

        Зададимся вопросом, с какого возраста необходимо приобщать ребенка к изобразительному искусству? Это важно знать, как родителям, так и педагогам, работающим с детьми в системе семейного и общественного воспитания. Интерес ученых к этому вопросу зародился в начале нашего века. Сейчас мы можем с полной уверенностью сказать, что уже в возрасте 2,5 - 3-х лет дети проявляют огромный интерес к яркой сказочной картинке в книжке для самых маленьких; незатейливым, но теплым по своему материалу игрушкам народных мастеров: свистулькам, матрешкам, погремушкам, игрушкам из соломы, бересты. К четырем годам ребенок проявляет интерес к произведениям живописи, скульптуры, графики. Мы, взрослые, должны помнить о том, что вводить ребенка в мир искусства нужно осторожно, бережно сохраняя его внутренний мир, учитывая особенности его характера, темперамента, интересы. Ребенок – это не сосуд, который наполняют информацией, это сплав энергии, чувств, воли, темперамента. Каждый ребенок видит мир по-своему, поэтому и искусство, как часть мира, вызывает в каждом ребенке особую палитру впечатлений, переживаний, оценок.

        Наиболее яркие впечатления дети получают от встречи с изобразительным искусством в музее, выставочном зале. Но при этом следует учитывать, что приобщать ребенка к музею целесообразно не ранее 4-5 лет.

        Первые шаги по залам музея, будут ли они радостными? Конечно ребенка необходимо к этому подготовить. Походу в музей может предшествовать прогулка в парк, на набережную, поездка в город в теплые солнечные дни, наблюдение красок природы в разное время года. Собирая с детьми на прогулках мох, кору деревьев, шишки, сухие веточки деревьев разных пород обратите внимание на особенности формы, цвета, фактуры каждого предмета, направления веточек, блеск чешуек. Лес полон запахов, звуков пения птиц. Полюбуйтесь летним днем прелестью луговых ромашек, всмотритесь в контуры лепестков, бархат тычинок, причудливую форму нежных лесных колокольчиков. Предложите ребенку ощутить свежий запах цветов. Всматриваясь в крону деревьев, предложите ребенку сравнить, на что похожи крона и ствол дерева, может быть. Это добрый великан Гулливер или герои сказок братьев Гримм.

        В залах музея дети также могут познакомиться с красотой простейших форм природы, посетив экспозицию декоративно-прикладного искусства. Вместе с детьми всматриваясь в уникальные произведения из керамики, стекла, дерева. Кожи, сравниваем, на какие природные формы похожи те или иные экспозиции. Так как музейные экспозиции весьма обширны, то рекомендуется вначале выбрать один из видов прикладного искусства, наиболее близкий ребенку по сказкам, мультипликационным фильмам, знакомый по используемым материалам. Это может быть деревянная резьба. Рассматривая коллекцию резьбы по дереву: деревянные наличники, пряничные доски, убранство старинной русской избы, взрослые и дети вместе отправляются в воображаемый мир русской народной сказки, в котором эти экспонаты оживают. Дети находят стульчик маленького Мишутки и большую кружку Михаила Иваныча. Возникает вопрос, какой сказочный образ напоминает деревянная статуэтка, кому из персонажей сказки мог бы принадлежать туесок, короб, лапти. Рассматривая резьбу по дереву, дети замечают, что мастер в орнаменте изобразил цветок колокольчика, сказочную птицу, чем-то похожую на лесную певунью. Рассматривая народную игрушку из глины, можно любоваться разнообразием движений, изобретательной узорной росписью, нарядностью красок, а потом предложить ребенку передать движение персонажа пластикой собственного тела. Это усилит впечатление от увиденного и надолго запомнится.

        С пятилетнего возраста рекомендуется вводить детей в неповторимый по краскам, загадочный по манере исполнения Мир пейзажной живописи. Восприятие пейзажной живописи будет развивающим, если оно происходит параллельно с любованием характерными состояниями природы. Первоначальное знакомство с одной из пейзажных картин, выполненной в реальной манере, может чередоваться с наблюдениями природы (золотая осень, ранняя весна, зимний иней, цветущий луг). Любование природой на прогулке только тогда подготовит ребенка к восприятию живописи, если оно вызовет чувства, созвучные состоянию природы, желание поделиться этими чувствами, рассказать о них через поэтическое слово, танец, песенку. Повторная встреча уже в зале музея со знакомым природным мотивом. Воплощенным в картине, не будет скучна ребенку. Напротив, в силу своей пытливости, ребенку захочется найти ответ, какими средствами художник смог создать свое неповторимое произведение. Взрослые могут заметить, что малышу хочется подольше задержаться именно у знакомой картины, поделиться с ними своими чувствами, переживаниями. Придя домой, дети стремятся выразить свои впечатления от встречи с живописью теми доступными средствами, которые они смогли отыскать в картине художника: в детских рисунках проявляется желание передать землю и небо разнообразными оттенками голубого и зеленого цветов, выделить ярко и крупно предметы первого плана, изобразить деревья в движении (ветреный день) и т.д. жанр натюрморта вызывает интерес и понимание у детей уже в    3 – 4 года. Малыши выражают чувство радости от узнавания знакомых предметов: душистых апельсинов, груш, яблок, ароматных ягод. Дети 5 - 6 лет понимают, что перед ними не только разнообразные предметы природы и быта, но эти предметы объединены мастерством художника, его талантом в единый неповторимый образ, вызывающий у зрителя чувство радости, торжества и ли задумчивости.                                                                          Восприятие натюрморта требует разнообразной оп форме подготовительной работы. В младшем возрасте восприятию натюрморта может предшествовать знакомство с предметами изображенными на картине. Дети могут принять участие в сборе земляники, а потом ощутить аромат свежей земляники за чаем. Любование весенними цветами, ощущение нежного аромата нарциссов предшествует восприятию натюрморта с изображением цветов. Интерес к восприятию натюрморта усилится, если в свободное время предложить детям поиграть в игру «Узнай на вкус, на ощупь». В игре «Составь букет» заготовьте для детей силуэты знакомых цветов, вырезанные из бумаги. На чистом листе нарисуйте стебельки и предложите собрать букет цветов.

        Поход в музей или на выставку натюрморта ограничьте просмотром одной или двух картин на знакомую тему. Не торопите ребенка с высказываниями об увиденном, дайте возможность ему самому почувствовать картину. Пусть подойдет поближе к натюрморту, чтобы всмотреться в фактуру красок, раму картины, а потом попросите отойти на расстояние, с которого картина воспринимается в целом. Выслушайте впечатления ребенка, задайте вопросы о том, что изображено, кА изображено, что больше всего запомнилось, понравилось.

        Дети старшего возраста могут поупражняться  вместе со взрослыми в «составлении натюрморта» так, как это делает художник. Подготовьте несколько репродукций натюрморта на тему «Дары осени», подготовьте все предметы, которые представлены в картине (овощи, фрукты, ткани для драпировок, цветная бумага и пр.). Вначале предложите ребенку внимательно посмотреть, запомнить, кА расположены предметы, изображенные на картине. Потом уберите репродукцию и предложите ребенку самому составит натюрморт. Когда композиция составлена, обсудите вместе, что получилось удачно, почему так или иначе расположены предметы в реальном пространстве, отметьте, похож ли данный натюрморт на композицию художника. А затем  предложите ребенку сделать набросок натюрморта карандашом. На следующий день, увидев натюрморт свежим взором, обсудите, какой из материалов лучше выбрать, чтобы использовать его в цвете.

        В музейной экспозиции выберите 2-3 натюрморта разных по содержанию (цветы, фрукты, рыба, предметы быта), по цветовой гамме, настроению. Предоставьте ребенку возможность самому полюбоваться экспозицией, а затем побеседуйте с ним. Какое настроение у него вызвали картины? Какая из работ больше понравилась? Как художник рисовал картину? Если у детей появится желание рассказать об увиденном в музее, поддержите их. Предложите дома порисовать на тему понравившейся картины, помогите оформить рисунок в самодельную бумажную раму. Это будет началом «галереи» натюрморта в домашней коллекции.

        Иллюстрация является наиболее доступным восприятию видом графики. Традиционное семейное чтение книжек тихими вечерами будет увлекательным и развивающим, если слушание сказки сопровождается рассматриванием картинок. Художественное описание образа (сравнения, эпитеты) усиливают восприятие изображения. Образы героев сказок, рассказов становятся ярче, отчетливее, если их восприятие в картинке богатым опытом наблюдений природы, экскурсиями в зоопарк, походами в цирк, театр кукол.

        Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать тог или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами, бережно относиться к первым росткам детского творчества.

У истоков творчества.

Воспитательное значение искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение искусства в жизни ребёнка"

« Значение искусства в жизни ребёнка»         Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вку...

Народное искусство в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение

Народное искусство в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение...

Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности

Консультация "Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности"...

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение.

Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.          ...

Воспитательное значение народного искусства (старшие дошкольники и школьники младших классов)

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление ,воображение, эмоцион...

Доклад: «Народное искусство и его воспитательное значение для детей дошкольного возраста»

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из главных его функций – воспитательная.  Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное...