Буклет "Сформированность речевых навыков"
материал (старшая, подготовительная группа)

Колчина Мария Константиновна

Буклет подойдет для родительских собраний групп и для дополнительного информирования родителей о методах логопедической диагностики детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_rechi_buklet.docx80.15 КБ

Предварительный просмотр:

Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда? Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка. Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составление рассказа по сюжетной картинке
Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.
  Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:     Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.  В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас). Строил фразы грамматически правильно, без грамматических ошибок. Использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов. Все звуки и слова ребенок произносил правильно. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок должен устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает.

Речь недостаточно сформирована если:

– ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;  часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;
– ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;
– значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;

 ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО                                        СТРОЯ РЕЧИ
Составление предложений по картинкам
Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ. Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».            
Если:
– ребенок не может самостоятельно составить предложения; ребенок только перечисляет предметы на картинке («Вот мальчик.Машинка»);  составляет очень короткие предложения; допускает ошибки грамматического характера  («У машинки нет колесов»),  то Вашему ребенку необходима

помощь специалиста.

Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе
  Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки…).
   Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.
Словообразование и словоизменение.
Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова.

1). Книга – книги 2). Стул – стулья 3). Рот – рты
Чашка –                     Перо –        
Нож –                     Огурец -
4). Лев – львица – львенок – львята
Тигр –                   Лиса –               Медведь –
Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата
Еж –                     Бобр –
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ               СТРУКТУРЫ  СЛОВА
  Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры. Примерный список слов для тестирования: Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. Если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку требуются логопедические занятия.   Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка или придумайте сами короткую фразу с этим словом.
Примерный список слов:
«с» – санки, оса, нос
«сь»- семь, апельсин, гусь
«з» – замок, коза
«зь»- зима, магазин
«ц» – цапля, овца, палец
«ш»- шапка, машина, мышь
«ж»- жук, лыжи
«ч» – чайник, качели, мяч
«щ»- щука, овощи, плащ
«л» – лампа, балалайка, дятел
«ль»- лимон, пальма, фасоль
«р» – ракета, картошка, комар
«рь»- репка, карета, дверь

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=516fb611b59e7e8072f736e9468db7eb-l&n=13

https://hi-trader.ru/images/246x198xdetskij-sad-hi-trader-ru.jpg.pagespeed.ic.yPRNvxyuZd.jpg

Рекомендации учителя-логопеда

Колчиной Марии Константиновны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

«Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с первым уровнем речевого развития»

Проблема логопедического сопровождения и поддержки семьи дошкольника с первым уровнем речевого развития представляется мне весьма актуальной на сегодняшний день. В первую очередь, это связано с увелич...

Консультация для родителей "Развитие речевых и не речевых навыков на занятиях по ФЭМП"

Консультация для родителей "Развитие речевых и не речевых навыков на занятиях по ФЭМП"...

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у дошкольников с задержкой речевого развития

 Для упешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса образования детей в дтском саду и закрепления полученных...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...