Подвижные музыкальные игры
учебно-методический материал

 Подвижные музыкальные игры необходимы детям не только для развлечения, но и для их физического, умственного  и эстетического развития. Организовать музыкальный игровой прцесс в домашних условиях можно с помошью предлагаемых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_muzykalnye_igry.docx19.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подвижные музыкальные игры

    Зачастую родители, занимаясь с малышом, излишне увлекаются изучением букв, цифр, цветов, иностранных языков, а такая немаловажная сфера как музыкальная остается в стороне. Между тем развитие музыкальности в ребенке крайне полезно для формирования личности: прослушивание музыкальных произведений и музыкальные игры способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, но и развитию эмоциональности, творческих способностей, внимания и воображения малыша.

   Важно, чтобы музыка поселилась в жизни ребенка с самого рождения. Замечательно, если родители включают малышу самые разные произведения – и классику, и легкие детские песенки. Однако чем старше становится ребенок, тем тяжелее усадить его возле проигрывателя. Ребенку хочется двигаться, бегать, прыгать, танцевать. Поэтому не сидите на месте, а разбавьте ваш досуг с малышом подвижными музыкальными играми.

1. Игра «Угадай, на чем играю»

Разложите перед малышом несколько детских музыкальных инструментов: барабан, ксилофон, колокольчик, бубен, гитару, тре

щетки, трубу – в общем, все, что найдете в своих запасах. Сначала вместе с ребенком назовите и немного поиграйте на каждом инструменте. Потом попросите малыша отвернуться или прикройте инструменты какой-нибудь большой коробкой и сыграйте в угадайку: мама играет то на одном, то на другом инструменте, малыш отгадывает, что сейчас прозвучало. Такую игру можно практиковать с малышом уже с 1,5 лет, начиная с 3-4 инструментов. Занятие становится интереснее, если право быть ведущим будет не все время единолично принадлежать маме, а будет периодически переходить и малышу.

Не менее занимательно устраивать подобную угадайку и на «бытовых музыкальных инструментах». На чем можно играть? Можно ударять ложкой по кастрюле, чашке, стакану, бутылкам (пустым и наполненным), стучать деревянными ложками друг об друга, шуршать пакетом, звенеть ключами. Чем более «продвинутым» становится уровень ребенка в угадайке, тем более тонкие отличия можно использовать в игре, например, взять несколько кастрюль разных размеров или бутылок с разным количеством воды.

Можно пойти дальше и угадывать различные бытовые звуки по аудиозаписям, например, шум пылесоса, стиральной машины, заводящегося автомобиля, скрип двери и т.п. Такое занятие тоже очень понравится малышу.

2. Игра «Угадай клавишу»

Это занятие, по сути, является усложненной версией предыдущей игры. Если у вас есть дома пианино или синтезатор, отметьте несколько клавиш разными цветами или картинками так, чтобы они сильно отличались по высоте. С картинками играть интереснее. Допустим, на низкие тона наклейте медведя, на высокие – птичку, а на первую октаву (посредине) – зайчика. Нажмите на отмеченные клавиши вместе с малышом несколько раз, затем попросите ребенка отвернуться и угадать, какая из клавиш прозвучала. Используйте в своем диалоге понятия «высокий», «низкий». В дальнейшем увеличивайте количество клавиш и уменьшайте расстояние между ними

3. Изображаем музыку

Пожалуй, это самое любимое музыкальное занятие. Что значит изображать музыку? Все очень просто: под «Полет шмеля»  летаем как шмели, под «Болезнь куклы» показываем нашу печаль и сопереживание, ухаживаем за куклой и баюкаем ее, под «Марш Черномора» изображаем злобного Черномора и его волшебное царство. То есть обыгрываются все те образы, которые возникают при прослушивании музыки. Естественно поначалу ребенок только повторяет действия за взрослым, но постепенно он учится придумывать свои сюжеты.

В этом занятии главное донести до ребенка, что музыка – это не просто набор нот, в ней скрыто множество эмоций и рассказывается о персонажах, событиях, переживаниях. Такое занятие замечательно развивает воображение ребенка, учит его понимать музыку. Хорошо подходит для малышей от 1,5 лет.

Вот несколько произведений, которые можно изображать:

Чайковский «Детский альбом»;

Сен-Санс «Карнавал животных»;

Прокофьев «Детская музыка» (Марш, Прогулка, Шествие кузнечиков, Утро);

Глинка «Марш Черномора»;

Вивальди «Времена года. Зима».

Связывать образы можно и со звучанием музыкальных инструментов. Например, мама играет на барабане или на пианино на басах, а ребенок танцует как неуклюжий медведь, мама играет на колокольчике или на верхних тонах пианино – ребенок порхает как бабочка.

4. Учимся различать темп

Заранее нужно подготовить медленные и быстрые произведения, а еще лучше использовать произведения со сменой темпа (например, Брамс «Венгерский танец №5»«Венгерский танец №1»Чайковский «Спящая красавица»Чайковский «Времена года. Июль», для примера даны классические произведения – но использовать можно музыку разных стилей). В зависимости от темпа выполняйте с ребенком разные движения. Например, под быструю музыку бегаем, под медленную – плавно ходим по комнате. Или быстро / медленно хлопаем в ладоши, гремим погремушкой.

Другой вариант – мама играет в бубен, а ребенок двигается соответственно ударам бубна: под быстрые удары скачет как воробей, под медленные – важно ходит как цапля.

5. Учимся различать громкость

Игра аналогична предыдущей, только теперь мы уже обращаем внимание не на темп, а на громкость звучания. Можно предложить малышу под громкую музыку громко хлопать в ладоши / греметь погремушкой, а под тихую – тихо. Или под громкую музыку топаем, маршируем, а под тихую – ходим на носочках. Несколько произведений со сменой громкости, которые хорошо подойдут для занятия: Вивальди «Времена года. Осень»Брамс «Венгерский танец №5»Бетховен «Симфония №5»Моцарт «Свадьба Фигаро. Увертюра».

Другой вариант игры – мама играет в бубен, малыш  под тихие удары бубна ходит на носочках, под громкие – шагом, под очень громкие – бегом. Или если мама играет громко, ребенок должен поднять руки с флажками / погремушками, если тихо – опустить.

6. Музыкальная игра-зарядка «Теремок»

Ребенок становится на полу и, напевая песенку, выполняет определенную последовательность действий.

«Вот стоит высокий дом», — ребенок поднимает ручки над головой.

«Крыша – треугольник в нем», — ребенок складывает ручки над

головой, формируя треугольник.

«Окна открываются», — малыш опускает ручки на уровень груди и

разводит их в стороны.

«Двери закрываются», — ручки малыша перекрещиваются впереди.

«Из трубы идет дымок», — ручкой в воздухе описывается спираль.

«Вот чудесный теремок!», — ручки малыша снова поднимаются вверх.

7. Сказки-шумелки

Примерно с 2 лет с ребенком можно пробовать устраивать небольшие музыкальные спектакли. В таких спектаклях основная задача малыша – издавать при помощи подручных средств нужный звук согласно читаемому тексту. Например, под слова «Лошадка бежит, колокольчиком звенит» малыш звенит колокольчиком, а под «Мужик идет по снегу» — малыш шуршит пакетом, имитируя звуки шагов по снегу. Получается очень живо и интересно.

8. Игра «Морская фигура на месте замри»

Эта всем известная с детства игра учит детей слышать музыку и направлена на развитие скорости реакции, внимания и выдержки. Пока музыка играет, танцуем, прыгаем, бегаем – в общем двигаемся, когда музыка останавливается – нужно замереть и стараться не двигаться, детям постарше можно дать задание еще и изобразить какую-нибудь фигуру. В эту игру можно играть и вдвоем, а можно и целой компанией в детском саду.

9. Игра «Шляпа»

Пока звучит музыка, мы передаем по кругу шляпу (если играете дома, то желательно включить в игру хотя бы трех человек), когда музыка замолкает, тот, у кого шляпа осталась в руках, должен надеть ее на голову и пройтись в ней по комнате. Хорошо, если шляпа «ролевая» (например, шапка Деда Мороза или доктора), тогда вовремя проходки игроку нужно будет еще и вести себя соответственно роли.

10. Игра «Кошки-мышки»

В этой подвижной музыкальной игре ребенок также учится различать громкость и настроение произведения. Заранее нужно подобрать две композиции: одна тихая и настороженная, другая – громкая. Один из игроков назначается котом. Остальные – мыши. Даже если мышь в игре всего одна, не беда, игра от этого ничуть не хуже. Когда звучит тихая музыка, играющие в игре подкрадываются к «спящему» коту, когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают от него в разные стороны.

11. Игра «Бубен»

Для этой игры желательно найти хотя бы трех участников. Так что если играете дома, зовите папу, бабушку или друзей-игрушек. Первый игрок начинает играть на бубне, остальные хлопают в ладоши и, обращаясь к первому игроку, произносят слова:

Поиграй, Танюша, в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем,

Поиграй, поиграй,

Саше бубен передай

После чего бубен передается следующему игроку и все повторяется вновь, пока не надоест играющим Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай».

12. Слушаем, танцуем, поем

Ну и не забывайте почаще включать музыку просто так. Просто чтобы потанцевать или фоном во время игр. Запишите музыку для малыша на флешку или диск, чтобы можно было слушать в машине. Кроме классической музыки полезно включать и детские песни), вместе их петь. Если вы будете петь сами, то и ребенок очень скоро запомнит все слова и тоже начнет подпевать.

Используйте в своих танцах погремушки, бубны. Гремите в такт музыке, выполняйте с погремушками простые движения: гремите над головой, за спиной, перед собой и т.д. Вот еще интересный вариант танцев: попробуйте вместе с малышом танцевать только ручками, или только ножками, только глазками.

Желаю вам, чтобы музыка звучала в вашем доме как можно чаще, и всегда было хорошее настроение! Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВИЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА: «СНЕЖИНКИ И ВЕТЕР»

ПОДВИЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА:«СНЕЖИНКИ И ВЕТЕР»Автор музыкальной подвижной игрыдля детей дошкольного возраставоспитатель ГБОУ д/с 762Фуфачева Лидия Георгиевна Цель:учить действовать по музыкальному...

ПОДВИЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Доклад на эту тему был прочитан на "Круглом столе" для воспитателей и родителей....

Подвижные музыкальные игры для детей 1,5 – 4 года.

Зачастую родители, занимаясь с малышом, излишне увлекаются изучением букв, цифр, цветов, иностранных языков, а такая немаловажная сфера как музыкальная остается в стороне. Между тем развитие музыкальн...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Подвижные музыкальные игры на занятиях и в режимных моментах"

Конспект выступления к неделе педагогического мастерства в ДОУ на тему:«Организация и проведение подвижных музыкальных игр на занятиях и в режимных моментах с целью личностного развития детей&ra...

Логоритмика. Подвижная музыкальная игра с ускорением для детей подготовительной группы " Вперед четыре шага"

Подвижные музыкальные игры для детей решают сразу несколько педагогических  задач в коррекционной работе с детьми.Они помогают нам добиваться свободы движения, учат слушать музыку и текст, ...

Консультация для воспитателей «Хороводные и подвижные музыкальные игры как средство оздоровления дошкольников в летний период»

laquo;Хороводные и подвижные музыкальные игры как средство оздоровления дошкольников в летний период»...

Консультация для родителей "Подвижные музыкальные игры для детей 1,5 – 4 года "

Консультация для родителей "Подвижные музыкальные игры  для детей 1,5 – 4 года "...