Консультация для родителей: «Развитие речи средствами логоритмики»
консультация

Лынникова Светлана Петровна

Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающие нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – всё это и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, что актуально для детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей:

«Развитие речи средствами логоритмики»

Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающие нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – всё это и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, что актуально для детей с нарушениями речи.

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи.

Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение.

Логоритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Занятие по логоритмике включает следующие виды деятельности:

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют четкую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
  2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
  3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
  4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
  5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений.
  6. Речевые упражнения с музыкальным сопровождением. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
  7. Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
  8. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи.
  9. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
  10. Игра на музыкальных инструментах. Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память и пр.
  11. Пальчиковые игры. Науке давно известно, развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
  12. Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
  13. Артикуляционные упражнения. Направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
  14. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
  15. Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».План презентации:•Вступительное слово•Диалог и монолог•Методы развити...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики средствами физической культуры"

Роль физической культуры в развитии мелкой моторики детей...

Консультация для родителей "Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе"

Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляе...

Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»

Консультация для родителей  «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»...