Роль дидактической игры в развитии психических процессов
статья (старшая группа)
Роль дидактической игры в развитии психических процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy_igry_v_razvitii_psihicheskih_protsessov.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль дидактической игры в развитии психических процессов»
Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий. Если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития. Необходимо развивать познавательную деятельность у детей для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему, что их окружает.
В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Такие игры содействуют развитию ощущений и восприятия, формированию представлений и усвоению знаний. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи, т. е тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка.
Во время дидактической игры ребенок не только получает новые знания, но и обобщает и закрепляет их, у ребенка развиваются познавательные процессы и способности (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений, формируется познавательная активность. Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в дидактической игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников. Поэтому дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.
Дидактические игры можно подразделить по содержанию:
1. Игры по сенсорному воспитанию.
2. Игры по ознакомлению с природой.
3. Математические и др.
По дидактическому материалу:
1. Игры с предметами, природным материалом и дидактическими игрушками. Примеры таких игр «Собери пирамидку», «Собери матрешку из 4-5 половинок», «Оденем куклу Таню», «Напоим мишку чаем», «Найди такой же по цвету», «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало» и т. д. (Все игры сопровождаются наглядным показом).
2. Настольно-печатные игры и игры на фланелеграфе покупные и сделанные своими руками. Примеры таких игр: «Кто, где живет?», «Кто, что ест?», «Виды транспорта», «Овощи и фрукты», «Собери картинку из двух половинок», «Разложи матрешек по домикам», «Где, чей хвост?», «Найди тень от игрушки», «Найди пару», «Кому, что нужно для работы?», «Вредное – полезное», «Геометрические фигуры», «Один – много» и т. д. (Игры сопровождаются наглядным показом).
Важно, чтобы дидактические материалы и настольно – печатные игры должны быть красочными, крупными, прочными, иметь познавательное и доступное содержание.
3. Словесные игры. Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм. Систематически читая детям эти доступные им тексты, мы закладываем основу любви к художественному слову.
Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Примеры таких игр: «Кто как кричит?», «Когда это бывает?», «Найди, о чем расскажу», «Отгадай, кто это?».
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка, представляя собой многоплановое, сложное педагогическое явление, так как она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Ребенка в процессе игры привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если ребенок не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Поэтому возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Таким образом, дидактические игры играют большую роль в развитии познавательных способностей ребенка дошкольного возраста.
Уважаемые родители, если Вы будите уделять своему ребёнку 15-20 минут, именно играя с ним в дидактические игры, то он будет развиваться быстрее. С помощью дидактических игр Ваши дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Во время игры будет развиваться речь вашего ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребёнка принадлежит содержанию и правилам игры. Поэтому выбирая игру, акцентируйте внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали нормы поведения, чтобы у детей развивались положительные игровые взаимоотношения. Руководя игрой, Вы воспитываете активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить новое.
Ребенок, увлеченный игрой, не замечает, что он учится, хотя он сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. С помощью дидактической игры дети получают возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Играя с детьми, вы не только помогает развиваться Вашему ребенку, но и создаете положительный эмоциональный подъем, вызываете хорошее самочувствие.
Занимайтесь совершенствованием познавательной деятельности Ваших детей с ранних лет, так Вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Они создаются взрослым специально в обучающих целях, когда обучение...
Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»
В статье раскрывается роль дидактических игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...
Дидактические игры на развитие психических процессов
В материале подборка игр на развитие внимания. памяти ит.д....
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"...
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников" Подготовила: воспитатель Кулева М.В.Псих...
Дидактические игры для развития психических процессов.
Дидактические игры для развития психических процессов...
«Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно....