"Развитие речевого дыхания детей - дошкольников"
консультация

Валгина Виталина  Валериевна

Консультация для родителей детей, участвующих в игровом проекте "Веселый ветерок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx362.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Чайка»

Консультация учителя-логопеда

для родителей на тему:

«Развитие речевого дыхания детей - дошкольников».

C:\Users\Admin\Desktop\08_1_5c991b39973ba_5c9b25c774c18.png

учитель – логопед:

Валгина В.В.

                                     

п. Мотыгино

2021г.

Правильное дыхание — правильная речь.

 Что такое речевое дыхание?

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характеры короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.

Как определить, правильное ли дыхание у ребенка?

Наблюдайте или просто задумайтесь и вспомните как дышит ваш ребенок во время разговора.

На что обратить внимание:

1.Ребенок дышит ртом.

 2.У ребенка поверхностное дыхание.

 3.Ребенок не может произнести фразу из 3-4 слов на одном выдохе и добирает воздух.

 4.У ребенка воздушная струя недостаточной интенсивности.

 Указанные симптомы могут говорить о недостаточности дыхательной системы, участвующей в речевом акте, и необходимости ее тренировать.

Нарушения речевого дыхания

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Игры на дыхание в домашних условиях

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель: развитие длительного, плавного выдоха. активизация мышц губ.

  1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветок (вдохнуть аромат).
  2. «Загони мяч в ворота» (ватку).
  3. «Сдуй пушинку (ватку) с ладони, с носа.
  4. Подуй на карандаш, чтобы он покатился по столу.
  5. «Остуди горячий чай».
  6. Подуй на вертушку.
  7. Подуй на султанчик.
  8. «Бабочка полетела» (бабочка из бумаги на ниточке).
  9. Надуй шарик.
  10. Поиграй на дудочке, на губной гармошке.
  11. «Узнай по запаху» (кусочки фруктов).

Примечание: при выполнении упражнений следить, чтобы при вдохе надувался живот, а плечи не поднимались, а при выдохе – не надувались щеки.

Дыхательно-голосовые  упражнения на материале гласных или согласных звуков.

Цель: выработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных или согласных звуков.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

Дыхательно-голосовые  упражнения на материале слогов, слов и фраз.

Цель: тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов или слов, или фраз.

«Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Ворона»

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).

«В лесу»

Логопед ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...

Развитие речевого дыхания детей - дошкольников

Развитие речевого дыхания детей - дошкольников. Что такое речевое дыхание? Какие трудности возникают у ребенка в процессе говорения? Игровые упражнения....

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...

Развитие речевого дыхания детей-дошкольников

Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиолог...