Мастер – класс для родителей «Блоки Дьенеша для развития логического мышления».
учебно-методический материал

Елецкова Яна Сергеевна

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley._bloki_denesha.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Блоки Дьенеша для развития логического мышления».

                                                     

 «Без игры нет, и не может быть

                                                                                       полноценного умственного развития.

                                                                                Игра – это огромное светлое окно,

    через которое в духовный мир ребёнка

                                                                        вливается живительный поток

                                                              представлений, понятий.

                                                                                       Игра – это искра, зажигающая огонёк

                                                                                         пытливости и любознательности »

В.А.Сухомлинский.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе.

Исследования ученых Л.В. Выготских, А.Н. Леонтьева, А.З.  Зак , Н.Н. Подъякова  доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте  от пяти до одиннадцати лет. 

Под логическим мышлением понимается способность и умение ребенка самостоятельно производить простые логические действия  (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа.

Сегодня мне предоставляется возможность познакомить вас с интересной развивающей игрой «Блоки Дьенеша».

Цель: знакомство родителей с развивающей игрой  «Логические блоки Дьенеша» для развития логического мышления.

  • Обучить родителей основным приемам развивающей игры «Логические блоки Дьенеша».
  • Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
  • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Практическая консультация будет проходить в 3 этапа:

1 этап.

Цель: знакомство родителей с возможностями  развивающей игры « Логические блоки Дьенеша.

  2 этап.

Цель: показ основных приемов работы с  блоками Дьенеша

3 этап.

Цель: привлечение родителей к участию в игре, с использованием  Логических блоков Дьенеша.

Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать — "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя.

Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:

цвету – синий, желтый, красный,

форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,

размеру – большие, маленькие,

толщине – тонкие, толстые.

     Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.  В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). .

 Карточки с обозначением цвета : кляксы красная, синяя, желтая;

- для обозначения формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- для обозначения размера: большая фигура обозначается домиком с окошком, домик без окошка – маленькая фигура:

-для обозначения толщины: толстый и тонкий и худой человечек.

 Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств: те же карточки, но знаки перечеркнуты. Например: красная клякса перечеркнутая означает, что фигурка не красная. А значит она может быть синей или желтой. Перечеркнутый треугольник означает не треугольную фигурку ( квадратную, круглую или прямоугольную).  

Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Игровые упражнения можно начинать с 3 лет и усложняя давать задания и старшим дошкольникам. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький», «толстый – тонкий», «такой же», «не такой». Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам

Играя с блоками можно решить следующие задачи:

 1. Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

 2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;

3. Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);

 4. Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения; 5. Развивать пространственные представления;

 6. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

 7. Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

8. Развивать словесно-логическое мышление.

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках . В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов, так и называется – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет).

        Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме,  ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Похоже на собирание мозаики .

Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Для них подойдут следующие упражнения:

 1.  «Найди все фигуры такого же цвета(формы)».

 2.  «Найди не такую же фигуру как эта».

 3. “Выложи дорожку”. Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению) Выкладывать дорожки можно с опорой на схему(ориентация на один и два признака) 

С детьми старшего дошкольного возраста используются карточки- символы

         Очень важны карточки с отрицанием свойств: не синий, не желтый, не круглый и т.д. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых  действий. Так, подбирая карточки, которые рассказывают о цвете, форме, толщине или величине предметов, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию. Выкладывая карточки, которые рассказывают о свойствах блока, малыши создают его модель.

         Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому. А карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Сейчас я хотела бы поиграть с вами.

Игра « Загадки» Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы 2 свойства фигуры. В пустое окошко вы должны положить подходящую фигуру (родители выполняют).

Игра с тремя обручами

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам. Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей. предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего- все квадратные, а внутри желтого -все большие. После выполнения практической задачи родители отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов.

Какие блоки лежат:

  • внутри всех трех обручей;
  • внутри красного и синего, но вне желтого обруча
  • внутри синего и желтого, но вне красного обруча
  • внутри красного и желтого, но вне синего обруча
  • внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча
  • внутри синего, но вне желтого и красного обруча
  • внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча
  • вне всех трех обручей?

В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Методика Дьенеша замечательна тем, что на ее основе можно проводить разрабатывать новые игры и упражнения, учитывая детские возможности.

        Эти игры позволяют развивать не только умение владеть мыслительными операциями, но и вырабатывают быстроту реакции во время игр, что способствует развитию спортивного интереса, а также формируют умение играть в коллективе, концентрируя внимание на своем задании.

        Этот дидактический материал позволяет интегрировать конструктивную, интеллектуальную и познавательную деятельность.

Дьенеш8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...

«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...

Мастер-класс для родителей «Блоки Дьенеша – забавная игра для развития и ума»

Родители знакомятся с целью и приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша...

Мастер – класс «Блоки Дьенеша для развития логического мышления».

Знакомство родителей с развивающей игрой  «Логические блоки Дьенеша» для развития логического мышления....

Мастер – класс для родителей «Блоки Дьенеша – забавная игра для развития и ума»

распространение опыта работы по формированию мыслительных умений и способностей дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования посредством использования логических блоков Дьенеша как униве...

Мастер-класс «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс«Логико-математические игры,как средство развития логическогомышления у дошкольников»...