Интернет-зависимость – социальная проблема XXI века
консультация
Предварительный просмотр:
ИНТЕРНЕТ-
ЗАВИСИМОСТЬ – СОЦИАЛЬНАЯ
ПРОБЛЕМА
XXI ВЕКА»
Современные дети рано знакомятся с компьютером. Сейчас он есть практически в каждой семье, и малыш с пелёнок наблюдает, как мама с папой подолгу сидят перед экраном монитора: читают, играют, работают.
Потом родители радуются, как быстро ребёнок осваивает домашнюю технику, с уверенностью нажимает на кнопки клавиатуры и орудует мышью. Им нравится, что он не бегает по улице, не балуется, ничего не просит и не пристаёт, а спокойно сидит дома.
Но постепенно ребёнок всё больше и больше времени проводит за компьютером. И тут радость родителей сменяется тревогой.
Признаки интернет-зависимости
- Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);
- Если компьютер стал важнее реального общения;
- Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
- Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
- Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах "в сети";
- Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.
Последствия интернет-зависимости очень серьезные!
Если вы видите у ребенка признаки зависимости – нужно срочно принимать меры. Что же делать? Выбросить компьютер или просто запретить? Как переключить внимание ребёнка на что-то другое?
Причины
интернет-зависимости:
Почему ребёнок отказывается от реального мира? Почему компьютер заменил ему родителей, друзей, книги, прогулки и т.п.? И кардинальные меры (например, избавление от компьютера) тут не помогут. Если ребенок сутками сидел за компьютером, то, лишившись его, он вряд ли станет посвящать это время учёбе, общению или прогулкам. Ведь столь сильное увлечение появилось не случайно, и ребёнок испытывает какие-то трудности в реальной жизни.
- Дети, имеющие трудности в общении, с головой уходят в виртуальный мир, так как с компьютером легче общаться. Он не конфликтует, не капризничает, не ругается и не читает нотаций, с ним легче договориться, чем с живыми людьми.
- Если что-то не получается, если не нравится какая-либо компьютерная игра, её всегда можно выключить и не доигрывать до конца родители на это никак не отреагируют. В реальной жизни всё гораздо сложнее. Например, если ребёнку надоело ходить в спортивную секцию или в школу, то он сразу станет объектом внимания взрослых. Ему придётся выслушать множество наставлений и нотаций, что каждое начатое дело нужно доводить до конца, развивать силу воли и целеустремлённость. Придётся выслушать множество нелестных отзывов о себе и своём поведении, а кому хочется сталкиваться с этим?
- Компьютерные игры позволяют ребёнку почувствовать себя сильным, умным, смелым. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, нужно приложить много сил и стараний, в чём-то даже изменить себя. Кроме этого, придётся пережить разочарование и понять, что ты не самый сильный, ловкий и умелый. Поэтому ребёнку проще избежать этих трудностей и получить всё желаемое более простым путём.
- В виртуальном мире можно легко исправить допущенные ошибки, начав игру с начала. А в реальной жизни ошибки гораздо труднее признавать и исправлять. Тем более, если за них ругают и наказывают! Если ребёнок испытывает страх за любую свою провинность, у него падает самооценка и портятся отношения с родителями, то конечно он постарается всеми силами избегать таких ситуаций. И тут на помощь приходит компьютер.
- Помимо всего прочего, компьютер помогает ребёнку почувствовать себя значимым, самостоятельным и свободным. В играх он может менять роли и декорации, выбирать себе количество жизней, повелевать компьютерными героями. В реальной жизни ребёнок полностью зависит от родителей. Он мало что может изменить, тем более, если взрослые ограничивают его свободу, право самостоятельно принимать решения и действовать. Если родители сильно опекают ребёнка, то хотя бы в общении с компьютером он чувствует себя главным.
- Если родители много работают и мало проводят времени с ребёнком, то он гоже находит утешение за монитором.
Решение проблемы
Выяснив, чего именно не хватает вашему ребёнку в окружающем мире, постепенно начинайте решать эти проблемы.
Если ребёнок испытывает трудности в общении, помогите ему справиться с этой задачей. Начните сами больше общаться с людьми, приглашайте к себе в гости своих друзей и друзей сына или дочери, чаще всей семьёй ходите в гости или другие общественные места, запишите ребёнка в новые кружки или секции.
Если у ребёнка низкая самооценка или он ощущает потребность в успехе и признании, помогите ему добиться реальных результатов, чаще хватите и поддерживайте его. Научите его видеть и ценить cвои достижения, даже если они совсем маленькие.
Не наказывайте ребёнка слишком строго за ошибки и промахи. Все мы ошибаемся рано или поздно. Ошибки многому нас учат, из них мы извлекаем уроки жизни. Но они будут полезны для ребёнка только тогда, когда он не будет бояться их совершать. Человеку, который легко относится к своим ошибкам, легче признать свою вину. А значит, он всегда готов исправить то, что натворил.
Изменяйте образ жизни ребёнка постепенно. Не исключайте компьютер резко из его жизни, иначе это вызовет протест. И ребёнок будет отвергать любые ваши предложения. Он сам откажется от чрезмерной «дружбы» с компьютером, если почувствует вашу ненавязчивую поддержку и желание помочь. Он постепенно привыкнет к изменениям в жизни и ощутит их преимущество.
Вместо обычных игр покупайте ребёнку развивающие или обучающие игры, компьютерные энциклопедии.
Так мы на своём примере покажем ребёнку, что компьютер — это умный помощник человека, малыш так и будет его воспринимать. И нам не нужно будет беспокоиться ни о физическом, ни о психическом здоровье малыша.
Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.
В наши дни мы все погружены в виртуальный мир и перестали замечать то, что происходит вокруг нас.
Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и проведите время с семьёй. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.
Рыбина Наталья Владимировна
– учитель-логопед
Бутусова Светлана Павловна
– учитель-дефектолог
Терентьева Мария Александровна
– педагог-психолог
МДОБУ №200 г. Оренбург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Компьютерная и интернет зависимость
Нашла большое количество материала по данной теме, выделила самое важное, что необходимо знать педагогам и родителям воспитанников....
Нехимические зависимости. Интернет зависимость у детей
Симптомы Интернет -зависимости проявляются в том, что ребенок ведет себя тихо в ожидании подключения...
Проблемы интернет-зависимости детей старшего дошкольного возраста
Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информ...
Мастер-класс "Интернет - зависимость - болезнь века"
Мастер - класс с педагогами...
"Интернет-зависимость - социальная проблема XXI века"
Консультация для родителей...
Методическая разработка "Использование информационно - коммуникационных технологий для социального проектирования ДОУ по профилактической работе интернет зависимости детей с ТНР"
Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в ДОУ дает возможность доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленным на получе...
Консультация для родителей «Проблема интернет-зависимости у детей»
Жизнь современных детей невозможно представить без интернета.Интернет – это общение, оперативная информация, развлекательные и игровые порталы и многое другое....
- Мне нравится (1)