Родительское собрание на тему "Возрастные особенности детей 3-4 лет"
материал (младшая группа)
«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед стариной».
А. С. Макаренко
Младший возраст – важней период в развитии дошкольника, в который формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Родительское собрание
в младшей группе «Пчелки»
Тема: «Возрастные особенности
развития детей 3–4 лет»
Подготовили воспитатели: Гансицкая И.С.
Охрименко В.Н.
Березово
2021г
Цель: Обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 лет
Задачи:
- ознакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет;
- активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
- укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Повестка дня:
1. Вступительное слово.
2. Самообслуживание в жизни ребенка.
3. Возрастные особенности детей 3 - 4 лет.
4.Задачи воспитания и обучения детей 4-го года жизни.
5. Разное.
Ход собрания:
1.Вступительное слово
«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед стариной».
А. С. Макаренко
Младший возраст – важней период в развитии дошкольника, в который формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. В данный период происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно.
Встает вопрос: «Помогать или нет ребёнку?»
Конечно, стремясь сделать все за ребенка, мы лишаем его самостоятельности, чем причиняем ребенку большой вред. У детей угасает потребность к самостоятельности, у них не возникнет желание самоутвердиться. Ребенок говорит «Я сам». Задача взрослого поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.
2.« Самообслуживание в жизни ребенка»
Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. Постепенно расширяем область самостоятельных действий: дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.
Знайте, содержание труда в этом возрасте расширяется и формируется умение доводить начатое дело до конца. Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании. И как можно больше на конкретных примерах учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи: не завернул рукава, поэтому будешь ходить с мокрыми рукавами и т п.
В самообслуживании, прежде всего, учим детей последовательно одеваться и раздеваться. Объясняем, к примеру, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; и т. д. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Детей необходимо учить застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Обучая детей навыкам самообслуживания, не забываем о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, привлекаем внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготки и туфли, говорим: «Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобрять надо и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно.
Формируя навыки самообслуживания, воспитываем и бережное отношение к вещам. Показываем и рассказываем, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, раскладывать на стульчик, когда ложимся спать, говорим: «У кого сегодня будет самый нарядный стульчик?» и каждый старается.
Учим самостоятельности и в пользовании туалетом и в умывании. Учим детей закатывать рукавчики, аккуратно мыть руки, правильно пользоваться мылом, насухо вытирать руки полотенцем, вешать полотенце на свое место.
Учим самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показываем, как правильно есть, как держать ложку, предлагаем взять ложку так, как это делает папа или мама. Формируем навыки еды: учим не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом, учим правильно пользоваться ложкой, салфеткой, не выходить из-за стола, не дожевав пищу, благодарить. Учим правильно сидеть за столом.
В этом возрасте увеличивается потребность научить товарищей тому, что ребёнок сам умеет. Это используют для формирования навыков взаимопомощи. Но и здесь важно настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки самообслуживания, а не ожидания помощи от товарища. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.
Главное правило:
не делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.
3. Возрастные особенности детей 3 - 4 лет.
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Главное не отмахиваться от детских вопросов, не гасить любознательность к окружающему миру. Идя домой из детского сада, понаблюдайте за деревьями, цветами, животными, расскажите интересную историю, которая приключилась, например, с воробушком или листочком, прочтите стишок, просто пообщайтесь с ребенком о том, как прошел день.
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.
В этом возрасте у вашего ребенка:
• Происходит формирование «против - воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
• Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
• Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
• Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции, как взрослых, так и детей, на его поступки.
• Основной и самый важный для ребенка вид деятельности, все ещё — игра, которая становится, все более, коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое
• Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
4.Задачи воспитания и обучения детей 4-го года жизни.
Познавательное развитие (ребенок должен):
-Свободно ориентироваться в цвете предметов. Называть некоторые цвета (но еще может ошибаться в названии)
-Уметь образовывать группу из однородных предметов, различать понятия один и много, много и мало предметов
-Различать предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы, называть их размер)
-Ориентироваться в предметах разной формы, узнавать шар и куб
-Ориентироваться в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела
-Иметь представления о человеке и о себе — внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей
-Иметь представления о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда
-Иметь представления о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные — обитатели леса, птицы
-Иметь представления о явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей.
Социально – коммуникативное развитие (ребенок должен):
-Уметь принимать условную игровую ситуацию, адекватно действовать в ней (кормит куклу, лечит больного и т. д., объединять в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т. д.)
-Знать элементарные нормы и правила поведения (можно поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, нельзя драться, говорить плохие слова)
-Уметь вступать в диалог со взрослыми и сверстниками
-Осознавать свою гендерную принадлежность
-Знать название поселка, в котором живёт
-Быть способным к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
-Выполнять простейшие трудовые действия с помощью педагогов
-Иметь элементарные представления о работе мамы, папы, других близких
Физическое развитие (ребенок должен):
-Уметь правильно мыть руки и насухо их вытирать
-Уметь самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой
-Прыгать на месте и с продвижением вперед
-Может бежать непрерывно в течение 30-40 сек
-Уметь влезать на 2-3 перекладины гимнастической стенки (любым способом)
-Уметь брать, держать, переносить, бросать и катать мяч
-Уметь легко ходить в разных направлениях и в различном темпе, ходить с перешагиванием через предметы (высота 10 см)
-Бросать предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м, двумя руками, поочередно правой и левой рукой).
Художественно – эстетическое развитие (ребенок должен):
-Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать
-Различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета
-Уметь ритмично наносить мазки, штрихи, линии
-Уметь отщипывать от большого куска пластилина маленькие, уметь раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу
-Лепить несложные предметы; аккуратно пользуется пластилином
-Наклеивать готовые формы для создания аппликативного образа
Речевое развитие (ребенок должен):
-Повторять за взрослым слова и строки знакомых стихов
-Уметь отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций
-Уметь выражать свои ощущения в словесной форме
-Понимать и правильно использовать в речи слова, обозначающие предметы, их свойства, действия
-Согласовывать существительные с местоимениями и глаголами, строить простые предложения из 2-4 слов
-Владеть отчетливым произношением изолированных гласных и большинства согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков
-Понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке (картинке)
-Сопровождать речью игровые и бытовые действия
-Участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок.
Общие задачи воспитания младшего дошкольника на этот учебный год состоят в следующем:
1. Способствовать установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка;
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;
3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;
4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения;
5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состоянии других людей, добрые чувства к животным и растениям;
6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения;
7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
5. Разное
- С началом нового учебного года мы вернулись к нашей ежедневной образовательной деятельности, летом образовательная деятельность не прекращалась, она велась в свободном режиме: на прогулках, в группе в плохую погоду. С 1 сентября ежедневно в 9.00 начинаются занятия, каждое занятие продолжается примерно 10-15 минут, с небольшим перерывом между занятиями. Вся образовательная деятельность проходит в форме игры. К нам приходят различные зверушки с просьбой помочь выполнить то или иное задание либо мы сами отправляемся в путешествие и познаем новое.
Вот так весело и интересно мы познаем мир!
- Режим работы детского сада с 7.30 до 18.30, если воспитатели приходят раньше этого времени, это не значит, что мы в 7.00 уже должны принимать детей. Желательно приводить деток до 8.15, так как в это время ежедневно у нас начинается утренняя гимнастика. До 18.30 вы должны успеть забрать своего ребенка.
- Если вдруг ваш ребенок заболел, то, пожалуйста, не забывайте предупредить об этом воспитателей, и потом в сад – только при наличие справки.
- Не забывайте оплачивать за детский сад до 20 числа каждого месяца, не копите большие суммы.
Спасибо за внимание!!!
Рекомендации родителям.
• С терпением и пониманием относиться к проявлениям «против - воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья, даже когда вам это кажется нелепым или ненужным).
• Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
• Надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания (одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать вещи в шкаф или на стульчик, пользоваться носовым платком, самостоятельно умываться перед едой, после посещения туалета и по мере загрязнения, пользоваться мылом; ходить самостоятельно в туалет, самостоятельно пользоваться туалетной бумагой; аккуратно кушать за столом, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой).
• Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
• Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
• Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
• Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания о возрастных особенностях детей 5-6 лет.
возрастные особенности детей в старшей группе...

Протокол родительского собрания №1 « Возрастные особенности детей. 10 заповедей здоровья.».
Протокол №1.Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».Приложение №1 СамообслуживаниеПриложение №2 Возрастные особенности детей четвертого года ж...
Конспект родительского собрания о возрастных особенностях детей 5-6 лет.
Знакомство родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет....

Родительское собрание «Знакомство с особенностями детей 3- 4 лет»
Родительское собрание «Знакомство с особенностями детей 3- 4 лет»...

Протокол родительского собрания. Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
Родительского собрания...
Родительское собрание: «Развитие речевых особенностей детей среднего возраста».
Родительское собрание: «Развитие речевых особенностей детей среднего возраста»....