Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду
консультация (младшая группа)

Полина Викторовна Хлебникова

Почти в каждой семье, где родился  ребенок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут уже у родителей возникает другой вопрос: как помочь малышу адаптироваться в детском саду среди новых лиц, как помочь настроиться на общение не в домашней обстановке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду

Почти в каждой семье, где родился  ребенок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут уже у родителей возникает другой вопрос: как помочь малышу адаптироваться в детском саду среди новых лиц, как помочь настроиться на общение не в домашней обстановке.

Период привыкания к детскому саду – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Стресс может вызвать у ребенка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя или наоборот  остро негативной реакцией – слезы, истерики, плач.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения  человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам или к негативным. При этом выделяются два основных критерия адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

Согласно теоретическим исследованиям, выделяют три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом здоровье и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Характер адаптационного периода зависит от предшествующего опыта малыша, т.е. от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям.

Чтобы помочь ребенку легче пережить этот важный этап в его жизни, родителям необходимо еще до поступления в дошкольное учреждение максимально приблизить режим дня ребенка к режиму детского сада. Кроме того, чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к детскому саду и воспитателю, родителям необходимо много и интересно рассказывать как хорошо в детском саду, какие хорошие дети в группе, сами родители должны обращаться к воспитателю с вопросом, вступать в диалог. При этом ребенок должен почувствовать уважительное отношение к воспитателю со стороны близких. Они должны побуждать ребенка к самостоятельному обращению к воспитателю, подчеркивая при этом, как он добр, ласков, какие интересные игрушки дает детям, как весело с ними играть.  

Если родители, приходя в дошкольное учреждение, будут только обнимать и жалеть ребенка, это не даст положительного результата.

Для успешной адаптации ребенка к детскому саду следует выполнять ряд рекомендаций:

 - родителям следует создавать в семье спокойную, дружескую атмосферу;

 - формировать у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены;

 - поощрять игры с другими детьми, расширять его круг общения;

 - когда ребенок разговаривает с ребенком, следует внимательно его слушать, не перебивать;

 - больше читайте ребенку, заботьтесь  о его новых впечатлениях;

 - заниматься с ребенком совместной творческой деятельностью, играть, лепить, рисовать;

 - поощрять любопытство;

 - чаще хвалите ребенка;

 - родителям следует быть внимательными и терпеливыми в отношении ребенка;

 - заранее перейти на новый режим дня, чтобы подготовить ребенка к детскому саду.

Таким образом, сложность адаптации в первую очередь в том, что дети остаются без родителей в незнакомой обстановке,  следовательно, создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствует повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Литература:

Семенова Л., Калинина Р., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад…//Дошкольное воспитание. – 1998. - №4. – с. 2-9.

Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада, - М.: изд-во Учитель, 2012г., 188с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русских Людмила Николаевна «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия»

«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» Русских Л.Н....

"Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду"

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 лет. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда. Семье ребенка также ...

"Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду"

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей 2-3 лет. Этообусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный срождения, но и окружающая ребенка среда, появляется больш...

"Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду"

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей 2-3 лет. Этообусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный срождения, но и окружающая ребенка среда, появляется больш...

Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаПоступление ребёнка в детский сад всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, связанными с переходом из знакомой и обычной семейн...

"Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду"

Как проходит адаптация ребенка в детскому саду, при поступлении в учреждение дошкольного образования....

Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период в условиях пребывания в ДОО

Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в период адаптации в ДОО...