Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду
консультация (младшая группа)
Почти в каждой семье, где родился ребенок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут уже у родителей возникает другой вопрос: как помочь малышу адаптироваться в детском саду среди новых лиц, как помочь настроиться на общение не в домашней обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_rebenka_rannego_vozrasta_i_ego_semi_k_usloviyam_prebyvaniya_v_detskom_sadu.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду
Почти в каждой семье, где родился ребенок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут уже у родителей возникает другой вопрос: как помочь малышу адаптироваться в детском саду среди новых лиц, как помочь настроиться на общение не в домашней обстановке.
Период привыкания к детскому саду – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Стресс может вызвать у ребенка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя или наоборот остро негативной реакцией – слезы, истерики, плач.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам или к негативным. При этом выделяются два основных критерия адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.
Согласно теоретическим исследованиям, выделяют три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом здоровье и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Характер адаптационного периода зависит от предшествующего опыта малыша, т.е. от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям.
Чтобы помочь ребенку легче пережить этот важный этап в его жизни, родителям необходимо еще до поступления в дошкольное учреждение максимально приблизить режим дня ребенка к режиму детского сада. Кроме того, чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к детскому саду и воспитателю, родителям необходимо много и интересно рассказывать как хорошо в детском саду, какие хорошие дети в группе, сами родители должны обращаться к воспитателю с вопросом, вступать в диалог. При этом ребенок должен почувствовать уважительное отношение к воспитателю со стороны близких. Они должны побуждать ребенка к самостоятельному обращению к воспитателю, подчеркивая при этом, как он добр, ласков, какие интересные игрушки дает детям, как весело с ними играть.
Если родители, приходя в дошкольное учреждение, будут только обнимать и жалеть ребенка, это не даст положительного результата.
Для успешной адаптации ребенка к детскому саду следует выполнять ряд рекомендаций:
- родителям следует создавать в семье спокойную, дружескую атмосферу;
- формировать у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены;
- поощрять игры с другими детьми, расширять его круг общения;
- когда ребенок разговаривает с ребенком, следует внимательно его слушать, не перебивать;
- больше читайте ребенку, заботьтесь о его новых впечатлениях;
- заниматься с ребенком совместной творческой деятельностью, играть, лепить, рисовать;
- поощрять любопытство;
- чаще хвалите ребенка;
- родителям следует быть внимательными и терпеливыми в отношении ребенка;
- заранее перейти на новый режим дня, чтобы подготовить ребенка к детскому саду.
Таким образом, сложность адаптации в первую очередь в том, что дети остаются без родителей в незнакомой обстановке, следовательно, создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствует повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Литература:
Семенова Л., Калинина Р., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад…//Дошкольное воспитание. – 1998. - №4. – с. 2-9.
Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада, - М.: изд-во Учитель, 2012г., 188с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русских Людмила Николаевна «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия»
«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» Русских Л.Н....
"Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду"
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 лет. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда. Семье ребенка также ...
"Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду"
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей 2-3 лет. Этообусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный срождения, но и окружающая ребенка среда, появляется больш...
"Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду"
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей 2-3 лет. Этообусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный срождения, но и окружающая ребенка среда, появляется больш...
Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаПоступление ребёнка в детский сад всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, связанными с переходом из знакомой и обычной семейн...
"Адаптация ребенка раннего возраста и его семьи к условиям пребывания в детском саду"
Как проходит адаптация ребенка в детскому саду, при поступлении в учреждение дошкольного образования....
Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период в условиях пребывания в ДОО
Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в период адаптации в ДОО...