Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей любви к природе»»
материал
Сообщение
«ПРИРОДА И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки – рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развития навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.
Во время прогулок необходимо обращать внимание ребенка на растения, знакомить с лекарственными травами, рассказывать, почему их так называют.
Дети легко запоминают такие названия, как одуванчик, подорожник, ромашка и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям.
Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.
Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой; пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит и послушает пение птиц, шелест деревьев, просто посмотрит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
2. О результатах анкетирования родителей.
В анкетировании приняли участие 30 родителей.
1. 90% - родителей правильно понимают значение понятия «экология».
2. 83% - есть домашние и декоративные животные, дети принимают активное участие в уходе за ними.
97% - выращивают дома разнообразные растения, из них:
65% - привлекают детей к посильной работе в уходе за растениями или ухаживают совместно с детьми.
27% - ухаживают сами родители.
3. Для воспитания у ребенка любви к природе:
50% - читают детям художественную литературу;
87% - смотрят телепередачи;
53% - ходят на экскурсии в природу, в музей, на выставки;
27% - играют с детьми в настольно-печатные игры;
13% - другое: проводят беседы о временах года наблюдения.
4. 63% - бывают на природе (отдыхают, собирают грибы, ловят рыбу, любуются природой)
16% - у бабушке, на даче (помогают сажать, ухаживать за растениями на огороде)
13% - гуляют в парке, собирают природный материал.
5. Ребенок проводит лето:
53% - дома;
23% - у бабушке;
13% - на даче;
10% - на море, в д/с.
6. 97% - положительно относятся к приобщению ребенка к природе в д/с.
7. Предложения родителей по организации экологического образования в д/с:
38% - озеленять участок д/с, привлекать детей ухаживать за растениями;
10% - организовывать походы в лес, экскурсии на речку, в парк.
17% - разместить на участке д/с живой уголок;
3% - создать в д/с зимний сад, организовывать поездки в зоопарк, в цирк.
- Деловая игра
«Компетентность родителей в сфере экологии»
Ведущий: Земля – наш общий дом. Это чудесный дом для людей, животных, растений. В нашем доме есть все условия, необходимые для жизни: солнце, воздух и вода. Но, к сожалению, человек порой становится причиной гибели природы: загрязняются водоемы и воздух, вымирают многие виды животных, исчезают редкие виды растений. Эти проблемы породили новое направление в образовании – экологическое.
Все должны понимать, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Необходимо с раннего возраста вызывать у детей интерес к окружающему и воспитывать бережное отношение к природе, закреплять эти чувства в школе. Следует не только обогащать их новыми знаниями, но и формировать ценностное отношение ко всему живому. Для этого нужно самим любить и беречь природу, владеть системой экологических знаний. Наша игра направлена на закрепление и пополнение имеющихся знаний, на повышение компетенции родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Ведущий предлагает родителям разделиться на две команды, придумать название и девиз.
1. РАЗМИНКА « А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»
(ведущий задает по очереди вопросы каждой команде, жюри оценивает: за каждый правильный ответ 1 балл)
ВОПРОСЫ К БЛИЦ-ИГРЕ «А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»
1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)
2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)
3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)
4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)
5. Где у кузнечика уши? (на ногах)
6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)
7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)
8.Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)
9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)
10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)
11.Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)
12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)
13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33,5м, вес – 160т.)
14. Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)
15.Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
16.Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?» (береза)
18. Кто кукует у кукушки? (самец)
19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (сорока)
20.Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)
21. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)
22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)
23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)
24.Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)
25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеится, то на траве обязательно будет роса. (туман)
26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (снежинки)
Общий вопрос к командам: Что такое экология?
Экология (от греческого «ойкос» - дом, жилище, местопребывание и «логос» - наука, значит, можно сказать, что экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов с окружающей средой и друг с другом, о взаимоотношениях человека с природой.
(вывешивается плакат)
Ведущий: Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:
- все связано со всем;
- все куда-нибудь девается;
- все что-нибудь да стоит;
- природа знает лучше.
- ЗАДАНИЕ. Придумать примеры, подтверждающие эти высказывания
2. ЗАДАНИЕ. Составить из букв слова «жаворонок», как можно больше слов, имеющих отношение к природе. ( жар, ворона, ворон, вожак, кора, крона, воронка, ров, рак, корова, ).
(Побеждает команда назвавшая больше слов).
3.ЗАДАНИЕ. Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц,насекомых.
пескарь - живет в песке;
линь – «линяет», т. е. меняет цвет с желтого на розовый;
синица – поет «зинь-зинь»;
кулик – кричит «куик»;стрекоза – стрекочет;
щегол – денди, щеголь;
козодой – так и вьется вокруг пасущихся стад;
слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь;
волк – добычу тащит волоком;
насекомое – насечки на туловище)
Ведущий: Экологическая культура – это не только эмоциональное восприятие (умение увидеть сломанную ветку дерева, разоренный муравейник, желание помочь живому существу), но и конкретные действия. «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», - писал М.М. Пришвин. Формированию сознательного и бережного отношения к окружающей природе способствует привлечению дошкольников к посильному труду. Какие формы работы можно использовать, решая задачи:
- воспитание экологической культуры;
-формированию навыков, взаимодействие с растениями и животными.
4.ЗАДАНИЕ. Привести примеры организации детской деятельности в семье для решения данных задач.
5.ЗАДАНИЕ. Игра – имитация (каждая команда получает задание изобразить природное явление, объект живой природы): землетрясение, жираф, вьюга, медведь, листопад, гололёд, кукушка, дождь, слон, таяние сосульки.
6. ЗАДАНИЕ Музыкальный марафон «Кто кого перепоёт», (песни о природе по одному куплету).
Подведение итогов «Деловой игры»
Ведущий: Вот и подошел к концу наша игра оцените степень своего участия в
его работе и выберите фишку соответствующего цвета:
красную – «в основном слушала и запоминала, так как некомпетентна в вопросах экологии»;
желтую - «могла быть активнее, но не хватило знаний»;
зеленую – «активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».
(родители выполняют задание)
Ведущий: Ваша самооценка показывает, что тема, затронутая на нашей игре не оставила никого из вас равнодушным и способствовала повышению вашей компетентности в вопросах экологии.
Показ мини - спектакля ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Действующие лица:
Ведущий
Лесная Фея
Зайчик
Белочка
Лисичка
волчонок
Еж
Цветы
Мухоморы
Ход представления:
(входят зайчик (он плачет) и белочка (она его успокаивает)).
Ведущий: Что же зайчик ты не весел?
Что головушку повесил?
Что грустишь и не скачешь?
Почему так горько плачешь?
Зайчик: Пастушок мне дудку дал,
Чтобы я на ней играл.
Ее я где-то обронил,
Оттого и загрустил!
Ведущий: Мы тебе поможем!
Еж в лесу живет.
Дудочку, быть может,
Он твою найдет.
Вместе с белочкой идите,
Лес дорогой – берегите!
(заяц и белочка берутся за руки и шагают по залу. Звучит музыка, выходят девочки – цветы и исполняют короткий танец. По окончании танца присаживаются на месте)
Белочка: Ах, какая красота!
Закружилась голова!
Мы сейчас цветов нарвем,
Букет красивый соберем!
Зайчик: Как красив цветочный луг!
Ты не рви цветов, мой друг!
Пусть ими наслаждаются,
В ароматах купаются.
Цветы: Заяц верно говорит!
И к ежу вам путь открыт.
(Цветы уходят, заяц и белочка идут дальше. Навстречу им выходят лисички)
Лисичка: Я – лисичка, я – сестричка.
У меня в кармане спички,
С ними я люблю играть,
Сухой хворост поджигать!
Белочка: Спички в лесу - не игрушки!
Ими обжечь можно ушки!
Без взрослых с огнем развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
Зайчик: В лесу очень сухо бывает порой
Костер обернется серьезной бедой!
Ты лучше домой поскорее ступай,
Со спичками больше в лесу не играй!
(лисичка уходит, появляются мальчики – мухоморы)
Белочка: Грибы съедобные я знаю
И на зиму их запасаю.
А мухоморы – вредные,
Хоть издали заметные.
Давай потопчем их скорей,
Чтоб уберечь лесных зверей!
Зайчик: Их топтать тебе не дам!
Неизвестно много нам.
Мухомор, как я слыхал,
Зверятам многим помогал.
Звери кушают их чтобы,
Излечиться от хворобы.
Мухоморы: Это верно, это правда!
Знайте Белочка и зайка:
Чтобы вам до ежика дойти –
Берегите лес в пути!
(заяц и белка идут дальше. Появляется волчок, он громко играет на барабане)
Белочка: Что за шум? Что за гам?
У волчонка – барабан!
Зайчик: В лесу должно быть тихо,
В лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки убегут с лесной опушки.
Волчок: Хочу шуметь, и буду! (барабанит)
Белочка: Ты птичек всех спугнешь,
Вот помолчи и послушай…
(в записи: голос кукушки)
Кукушка в тишине
«Ку-ку, ку-ку!» – не громко
Поет тебе и мне.
(в записи: стук дятла)
Волчок: А это кто – синичка?
А может соловей?
Послушай, что за птичка
Стучит среди ветвей?
Зайчик: А это дятел, слышишь?
Стучит, не устает.
Деревья дятел лечит,
Здоровье им дает!
(появляется еж)
Зайчик и Белочка: Здравствуйте, дядюшка Еж!
Еж: Здравствуйте, малыши!
Ух, какие крепыши!
Здесь я лес сторожу,
За порядком слежу.
Зайчик: Мы его не нарушали!
Белочка: В лесу веток не ломали!
Зайчик: Цветов не мяли!
Грибы не топтали1
В лесу не кричали!
И всем помогали!
Еж: Молодцы!
Берегите лес, все живое в нем:
И зверяток. и птенцов,
Паучков и мотыльков!
Ведь лесной народ тогда
Будет вас любить всегда!
Белочка: Мудрый Еж! К тебе мы шли,
Чтобы дудочку найти.
Еж: Я дудочку вашу в лесу отыскал
И Фее Лесной на храненье отдал.
Нам только позвать ее надо: «Ау!»
Давайте все дружно: «Ау!»
Фея: Я иду! (появляется Лесная Фея)
Рада видеть вас, друзья!
Зайка, дудочка твоя?
Зайка: Да!
Фея: Всех зверят ты в круг зови,
Крепко за руки бери,
С дудочкою вы опять,
Дружно будете плясать!
( Звучит музыка, все герои, образуя круг, танцуют)
Ведущий: Ну, вот и закончилось приключение.
Надеюсь, у всех хорошее настроение?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое родительское собрание на тему: «Воспитание у детей старшего возраста настойчивости и ответственности в труде»
Вопросы организации жизни ребёнка в детском саду и семье органически входят в работу с родителями, которая ведётся систематически и планово как со всем коллективом, так и индивидуально....
Родительское собрание на тему «Воспитание у детей любви к природе»
Родительское собрание на тему «Воспитание у детей любви к природе» Цель: Побудить родителей к целенаправленному воспитанию у своих детей любви к природе, заботливого отношения к ней. Развивать творчес...
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
Родительское собрание на тему "Воспитание у детей любви к природе"
Важной задачей для воспитателя является - побудить родителей к целенаправленному воспитанию у своих детей любви к природе, заботливого отношения к ней. а так же развивать творческий потенциал родителе...
Родительское собрание на тему "Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы"
Создание условий для сотрудничества воспитанников и их родителей, для их эмоционального и психологического сближения. Повышение интереса родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом...
Родительское собрание в средней группе «Привитие детям любви к природе»
Повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей....
Сообщение к родительскому собранию на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к Родине»
Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Внимание детей рано...
Комментарии
Консультация для родителей «Роль домашних животных в воспитании
https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/01/22/rol_zhivotnyh.docx