Консультация-практикум "Развитие речи до 7 лет"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Овладение речевыми навыками - сложный процесс, который протекает по своему у каждого малыша. Консультация-практикум предназначен родителям для ознакомления с возрастными особенностями развития речи до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-praktikum_razvitie_rechi_do_7_let.docx | 107.53 КБ |
Предварительный просмотр:
У к
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка»
Консультация для родителей
Тема: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДО 7 ЛЕТ»
Автор - составитель:
Семон Елена Викторовна
Учитель-логопед
Первой квалификационной
Категории
Бердск 2020
Развитие речи до 7 лет
(нормы речевого развития у дошкольников)
Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который протекает по-своему у каждого малыша. Он включает в себя формирование разговорной речи, понимание обращенных слов, выражение собственных мыслей, эмоций, желаний средствами языка.
Правильность и успешность усвоения речевых умений зависит во многом от окружающей среды и особенностей воспитания в семье и образовательных учреждениях.
Роль речи в психологическом развитии ребенка сложно переоценить. Вот почему явные речевые нарушения приводят к ряду негативных последствий:
- у малыша замедляется формирование познавательных процессов;
- развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими (замкнутость, нерешительность, низкая самооценка);
- появляются сложности с усвоением школьных умений – письма и чтения, что снижает детскую успеваемость.
Чтобы снизить риск появления подобных нарушений, важно знать последовательность усвоения детьми правил родного языка и нормы формирования речевых умений.
Нормы развития речи по возрастам
Всё ли в порядке? Этим вопросом задаются многие мамы, переживая, что малыши говорят мало слов, их речь невнятна и т.д. Предлагаем границы нормального речевого развития, с помощью которых вы сможете отслеживать формирование языковых навыков у своего чада.
В 6 месяцев младенец:
- воспроизводит звуки с интонацией;
- реагирует на собственное имя (поворачивает голову);
- интересуется источниками звука, особенно если они идут от значимых взрослых;
- реагирует плачем или улыбкой на дружеский или сердитый тон.
В 12 месяцев малыш:
- использует в речи несколько простых слов (или их фрагментов);
- следует простым инструкциям, особенно если мама показывает жестом, что нужно взять или принести.
В 18 месяцев дети:
- имеют активный словарь до 20 слов, в основном это существительные;
- в речи часто используют эхолалию – повторяют услышанную фразу снова и снова;
- показывают одну из частей тела по просьбе родителей («Где носик?»);
- эмоционально и невнятно говорят на «тарабарском» языке.
В 2 года ребенок:
- называет несколько знакомых предметов из своего окружения;
- составляет простейшие предложения, чаще всего состоящие из глаголов и существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);
- показывает пять частей тела по маминой просьбе («Где у тебя носик?»);
- может использовать в речи до 150-300 слов;
- знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;
- пропускает ряд звуков – ж, ш, з, с, р, л, ц, щ («мосьно» вместо «можно»).
В 3 года дети:
- обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;
- начинают применять множественное число существительных;
- знают основные части тела и могут их показать и назвать;
- используют союзы «если», «когда», «потому что»;
- называют свой пол, имя и возраст;
- понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;
- понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.
В 4 года малыши:
- используют в речи до 2000 слов;
- меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
- отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
- иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки;
- задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
- говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями – «Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку».
В 5 лет ребенок:
- расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
- может составить рассказ по картинке;
- применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
- использует в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
- разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
- чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.
В 6-7 лет дошкольники:
- используют в речи от 3500 слов;
- разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка», «мамино счастье»);
- склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
- любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.
Если вы отметили, что речевое развитие вашего чада значительно отстает от примерных ориентиров нормального формирования речи, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.
Также вас должно насторожить, если ребенок:
- в трехмесячном возрасте не поворачивается, когда к нему обращается мама или папа;
- в полгода не реагирует на интонационно окрашенную речь, не оборачивается к источнику звука, в лепете отсутствуют звуки «м, б, п»;
- в годик не понимает слова, которые взрослые часто употребляют в речи, не реагирует на собственное имя, для привлечения маминого внимания использует лишь плач;
- в два года не показывает на картинке кошку, зайчика, медвежонка, не понимает самых простых вопросов;
- в трехгодовалом возрасте не может выполнить двухсоставную инструкцию («Возьми бутылочку и принеси мне»), не называет известные ему вещи;
- в четыре года не в состоянии ответить на простейшие вопросы, неправильно произносит большинство звуков, говорит короткими предложениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...