Тренинг для родителей ""Стереотипы воспитания"
консультация

В настоящий момент общепринятым является признание значимости того вклада, который вносит семья в формирование эмоционально - личностной сферы ребёнка, а через это – и в общий ход развития общества. Именно в семье могут зародиться деструктивные отношения у ребенка сначала с близкими, а затем, и с окружающими людьми. Возникновение негативных проявлений в поведении ребенка может, по нашему мнению, предотвратить своевременное осознавание родителями своих педагогических, детструктивных установок, паттернов собственного поведения и непосредственное их влияние на воспитательный процесс и личность ребенка в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Стереотипы воспитания25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «Я-успешный родитель».

Составитель: Козловская Екатерина Игоревна, педагог – психолог ГБОУ Школа № 283.

Данный тренинг рассчитан на 4 встречи:

  1. «Стереотипы воспитания».
  2. «Давайте вместе!».
  3. «Уроки общения с ребенком».
  4. «Мой ребенок самый лучший!»

Актуальность.

В настоящий момент общепринятым является признание значимости того

вклада, который вносит семья в формирование эмоционально - личностной

сферы ребёнка, а через это – и в общий ход развития общества. Именно в семье

могут зародиться деструктивные отношения у ребенка сначала с близкими, а

затем, и с окружающими людьми. Возникновение негативных проявлений в

поведении ребенка может, по нашему мнению, предотвратить своевременное

осознавание родителями своих педагогических, детструктивных установок,

паттернов собственного поведения и непосредственное их влияние на

воспитательный процесс и личность ребенка в целом. При этом современные

представления о семейном воспитании характеризуются высоким уровнем

неопределённости. Политические и общественные кризисы, неоднократно

происходившие в новейшей истории России, не могли не оказать косвенного

влияния на состояние семьи, как общественного института. Ситуация может

быть описана как значительное размытие представлений о том, какие

ценности необходимо ретранслировать своим детям, какие приёмы

воспитания являются эффективными и корректными с этической точки

зрения, а какие – нет.

Сложившаяся обстановка требует применения новых методов и подходов

к психологической работе для оказания помощи семье, столкнувшейся с

проблемами в детско-родительских отношениях. В числе прочего,

целесообразным представляется задействование формата групповой работы.

Психологические и социологические исследования второй половины XX в.

указывают на существование важного фактора, способствующего росту

напряжённости отношений внутри семьи. Таким фактором является

несовпадение позиций в общении. Нередко родители пытаются разговаривать

с детьми с позиции власти и превосходства, в то время как дети, в

соответствии с демократическим духом современного общества, слушают их

с позиции равенства. Подобное несовпадение в значительной степени снижает

эффективность авторитарных стратегий воспитания, а также – провоцирует

рост числа конфликтов. Отсутствие осознания этой причинно-следственной

связи со стороны родителей может вести к протестным или девиантным

формам социализации.

Ожидаемые результаты:

Участие в тренинге позволяет родителям лучше понять себя и мотивы своего поведения, потренироваться в применении техник эффективного

взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных

ситуаций.

В результате прохождения тренинга родители начинают лучше понимать

собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом

осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об

отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального

окружения, средств массовой коммуникации и информации. Таким образом,

родитель начинает выстраивать более эффективное взаимодействие с детьми.

Цели психологической коррекции на тренинге:

  • осознание собственных родительских позиций и расширение осознанности мотивов воспитания в семье;
  • оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания

детей и гармонизация стиля воспитания;

  • профилактика негативных проявлений в поведении детей и подростков.

Задачи тренинга:

  • Психологическое просвещение - дать родителям знания o механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье. Осознание необходимости установления равноправных взаимоотношений c ребенком; знакомство c концепцией эффективного и неэффективного одобрения, c понятием неформального общения.
  • Обучение - дать определенную модель построения взаимоотношений c

детьми и обучить различным навыкам межличностного общения,

необходимым для реализации этой модели.

обучение навыкам поддержки, закрепление навыков активного слушания,

овладение навыком использования «Я-высказываний» для решения

проблем, непосредственно касающихся жизни родителя.

  • Переориентация - самоисследование родительских позиций, развитие

многомерности психологического видения детско-родительских

отношений: преодоление уже сформировавшихся стереотипов поведения

и паттернов.

Осознание неэффективных стратегий родителей; обучение методике

передачи ребенку ответственности за свою жизнь.

ТЕМА 1: «Стереотипы воспитания».

Оборудование:

  • Бейджи на каждого участника
  • Магнитная доска
  • Ватман
  • Маркер
  • Листы А4 на каждого участника
  • Карандаши простые на каждого участника
  • Ручки на каждого участника

Ход тренинга.

  1. «Вступительное слово». (2 минуты)

Психолог: Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять себя и  наших детей, выстроить модель взаимоотношений с детьми и самоисследовать свои родительские позиции.

  1. «Установка правил работы в группе». (2 минуты)
  • Активность
  • Открытость,
  • Доброжелательность,
  • Конфиденциальность,
  • Уважение к говорящему.

  1. «Знакомство участников друг c другом». (10 минут)

Психолог: Предлагаю всем нам познакомиться. Для этого, каждый из нас по очереди называет свое имя, то имя, которым хотелось, чтобы его называли.

Можно придумать игровое имя. Но, при этом, каждый участник добавляет к своему имени качество, которое его характеризует. (Например, Я-Катя, Я-Веселая). А также, вкратце, рассказать о своих ожиданиях, связанных с тренингом.

  1. Зарядка «Колода карт». (3-5 минут)

Участники сидят в кругу. Психолог предлагает поменяться местами тем, кто:

- Имеет в своем имени букву «А»;

- Любит смотреть комедии;

- Родился зимой;

- Имеет старшую сестру;

- Сегодня утром пил кофе;

- Утром постоянно целует своего ребенка;

- Ни разу не ругал своего ребенка.

Психолог: Как видим, не всем нам удается из-за нехватки времени поцеловать ребенка, не всем нам удается с пониманием относиться к своим детям, не ссорить их. Поэтому попробуем разобраться, в чем же причины недоразумений между родителями и детьми, как стать своему ребенку другом.

  1. Упражнение «Этажи». (3-5 минут)

Психолог: Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

- на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;

- на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;

- на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

- На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)

Психолог: Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка, учился на «отлично». Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты...

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.

В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.

  1. Упражнение «Каким должен быть ребенок». (10-15)

Участникам предлагается назвать те черты ребенка, которыми он должен, по их мнению, обладать (названные черты записываются на ватмане).

Психолог: А теперь, подумайте, пожалуйста, какими фразами (что мы говорим нашим детям) мы добиваемся того, чтобы эти черты развить в наших детях.

Например, будешь хорошо себя вести, куплю тебе…

                   будешь плохо учиться, станешь дворником…

                   не плачь, как девчонка…

                   только попробуй принести сегодня двойку…

                   я за тебя сделаю, ты не сможешь… (гиперопека)

                   я же ради тебя стараюсь, а ты…

                   не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь (лениться,

                  драться, грубить), не начнешь (хорошо учиться, помогать по дому,

                  слушаться)».

  1. Осознание родительских установок (стереотипов). (15 минут)

Психолог: Вот мы и подошли к тому, что можем теперь обозначить виды родительских установок/стереотипов. Стереотипом называется сложившееся упрощенное представление о каком-либо предмете или явлении. Иногда они полезны, так как позволяют человеку быстро найти верное решение в сложной ситуации. Но в воспитании детей существуют «плохие» стереотипы, негативно отражающиеся на личности и психике ребенка.

Виды стереотипов в воспитании:

  • Стереотипы запугивания
  • Стереотипы запрещения, нотации
  • Гендерные стереотипы
  • Стереотипы сравнения
  • Стереотип чрезмерного обожания (гиперопека)
  • Стереотипы родительского опыта.

Психолог: хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие.

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь… (лениться, драться, грубить), не начнешь… (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить) «только если…».

Среди нас, родителей, бытует мнение, что лучшими воспитательными средствами считаются: «кнут» и «пряник». Но существует такая закономерность, что чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится (мы навешиваем «ярлыки»).

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей.

  1. «Принятие чувств».

Психолог: Предлагаю вам сейчас опробовать технику активного слушания- перефразирование для принятия чувств ребенка, его эмоций. Цель техники — дать ребенку понять, что в трудную минуту его слышат, к его проблеме неравнодушны, его понимают. Это полезный навык для налаживания глубокого контакта с собеседником, эффективного поиска совместного решения вопросов.

Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка.

Образцы заданий и возможные варианты ответов:

• «Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата,

но бить его нельзя».)

• «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Ho если

боишься - давай перейдем на другую сторону».)

• «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже

расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)

• «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно.

Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)

Психолог: Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Часто родители спрашивают:

«Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться, наказывать?»

Отвечаю. Нет, не значит.

  • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  •  Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

Таким образом, выражать недовольство можно и нужно — но не самим ребенком, а конкретными его действиями. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо», а еще лучше «мне плохо от того, как ты поступил».

  1. Установление границ дозволенного поведения.

Предоставление свободы выбора и выяснение логических последствий

этого выбора - не единственные методы установления необходимой

дисциплины.

Предлагаю вам познакомиться со «стyпенчатой системой установления запрета» по методу Х. Джайнотта:

1. Признать, что некое желание вполне может возникнуть y ребенка («Я

понимаю, что тебе хочется...»).

2. Четко определить запрет на какое-либо действие («Но я не могу позволить

тебе это делать сейчас, так как...»).

З. Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.

4. Помочь ребенку выразить свое законное недовольство («Конечно, тебе

это не нравится...»).

  1. Упражнение «Письмо о счастье» (3-5 минут).

Психолог: Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа родителей объединяется в 2 команды.

1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о  том, что нужно для счастья детей».

2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам  предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».

Обсуждение:

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

  1.  Рефлексия.

Психолог: Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.

Возможные вопросы для рефлексии:

- Что вы приобрели нового?

- Что хотелось бы себе пожелать?

- Что больше всего понравилось?

Спасибо вам за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕНИНГ для родителей «УСПЕХ ВОСПИТАНИЯ»

ТРЕНИНГ для родителей «УСПЕХ ВОСПИТАНИЯ»...

Тренинг для родителей "Радость воспитания".

Тренинг предназначен для родителей с целью просвещения....

Тренинг"Влияние установки стереотипов на личность педагога в ДОО"

осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность....

Консультация для родителей "Стереотипы воспитания и психосоматика"

Интересная психологическая заметка о том, почему болеют дети. Что такое психосоматика. Как десткий организм реагирует на запреты взрослого...

Круглый стол с родителями "Ломаем стереотипы воспитания"

Очень часто в семье, да и детских садах , практикуется авторитарное, шаблонное воспитания. Мы постарались понять, какие последствия для развития ребенка они представляют. И как с этим бороться....

Консультация родителям "Стереотипы воспитания детей и психосоматика"

Влияние мер воспитания на ребёнка и его эмоциональное и физическое состояние....