Консультация для родителей. "Туристическая прогулка".
консультация (подготовительная группа)

Павлова Валентина Николаевна

Оздоровительная направленность туристских прогулок обеспечивается как подбор одежды в соответствии с погодой, так и включением циклических упражнений, составляющих примерно 80% двигательного содержания. Двигательная деятельность детей осуществляется, во-первых, в занимательных условиях игры, следовательно, на положительном эмоциональном фоне, а во-вторых, при наличии различных отвлекающих от анализа своего состояния (главным образом усталости) факторов. Циклические виды движений также входят в содержание двигательной деятельности детей на длительном привале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turisticheskaya_progulka.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как провести туристскую прогулку?»

  Оздоровительная направленность туристских прогулок обеспечивается как подбор одежды в соответствии с погодой, так и включением циклических упражнений, составляющих примерно 80% двигательного содержания. Двигательная деятельность детей осуществляется, во-первых, в занимательных условиях игры, следовательно, на положительном эмоциональном фоне, а во-вторых, при наличии различных отвлекающих от анализа своего состояния (главным образом усталости) факторов. Циклические виды движений также входят в содержание двигательной деятельности детей на длительном привале.

Структура туристской прогулки.

Первая часть – оргначало длительностью до 5 минут. Цель - сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности  (в случае необходимости), проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Вторая часть - движение по разработанному маршруту. Этот этап включает от 1 до 3 (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды, способа передвижения, сложности маршрута, характера рельефа) переходов с кратковременными (5-10 минут) привалами для отдыха. В тёплый период года во время первого короткого перехода (7-10 минут) не рекомендуется предлагать детям дополнительные задания, усложняющие ходьбу. Идёт постепенное определение оптимального темпа ходьбы. Предложите детям полюбоваться пейзажем, запомнить направление движения, сверить его с указателями на карте.  

      Первый привал - подгоночный. Его длительность не более 5 минут. Своё название этот привал получил от слова «подгонка» под рост и размер малыша походного снаряжения, главным образом лямок рюкзака. Этот этап прогулки для регулирования длины лямок, перекладки рюкзака, проверки лыжных креплений. Время привала можно использовать и для исправления неполадок в обуви и одежде, которые могли сначала не обнаружиться и не беспокоить малыша.

     На этапе второго перехода после непродолжительной ходьбы можно предусмотреть проведение подвижных игр по ходу движения. Их содержанием могут быть разнообразные виды ходьбы, имитирующие движения зверей, птиц.  Рекомендуется для повышения физической и эмоциональной нагрузки включить лёгкую пробежку в медленном темпе (скорость 1,2-1,5м/сек.) продолжительностью до 1,5 минут. Второй переход завершается промежуточным привалом. Предложите детям немного посидеть, можно использовать дидактические игры экологической направленности, организуйте наблюдение за природными объектами.

      В содержание третьего перехода можно включить преодоление естественной полосы препятствий в игровой форме («Ниточка- иголочка», «Зеркало», «Делай как я» и т.д.). Количество препятствий может доходить до 6-8. Желательно, чтобы они следовали одно за другим, это тренирует детей в быстром переключении с одного двигательного задания на другое, развивает ловкость, быстроту, координацию, формирует гибкий двигательный навык. Для  «полосы» можно использовать ходьбу по высокой траве, змейкой между деревьями, подлезание под ветки, подъём и спуск с холма, прыжки через овраг и с пенька, с кочки на кочку, ходьбу по бревну, мостику и т.п. Можно включать непродолжительный бег (30 сек.).

       Третий этап туристских прогулок - длительный привал. После продолжительного движения детям следует предоставить возможность мышечного расслабления. Пока дети отдыхают, напомните им об основных правилах поведения в лесу, обратите внимание на красоту и необычность окружающей природы. Можно предложить загадки на туристическую тематику, спеть песни, почитать стихи о природе, поиграть в спокойные игры.

      После отдыха дети полны желаний познакомится с лесом поближе и. конечно, вволю побегать по поляне, полазать по деревьям, покопаться в траве или покататься на лыжах с горы. Рекомендуется четко продумать содержание организованной двигательной деятельности детей на поляне. Однако её длительность не стоит затягивать: 20 минут совместных игр, организованных педагогом, затем самостоятельные занятия по интересам детей. На самостоятельную деятельность детей должно быть отведено до 35-50% времени пребывания детей на длительном привале.  

Как организовать двигательную деятельность детей на привале? Самым действенным средством является:

* подвижная игра («Лесные пятнашки», «Волк во рву», «Лесные звери», « У медведя во бору», «Два Мороза» и т.д.);

*подвижные игры бессюжетные по типу ловишек с разными вариантами (не оставайся на земле, с мячом, с лентами и т.д.);

* соревновательная деятельность (игры-эстафеты).

Оптимальное количество- 1-2 подвижные игры и 1-2 игровых упражнений разного характера. Их двигательное содержание должны составлять циклические упражнения, направленные на тренировку общей выносливости и других физических качеств, развитие ориентировки на местности и наблюдательности. Основной принцип планирования - сезонность. Сюжетные подвижные игры, игры с элементами соревнований и ориентирования рекомендуется проводить фронтально, а игровые упражнения - с подгруппами детей. Наиболее ярко индивидуальная потребность детей в движении проявляется в самостоятельной деятельности. Функциональные особенности указывают на необходимость дифференцированного подхода к дозированию мышечных нагрузок для детей. В связи с этим выделены две группы приёмов, направленные на обогащение двигательного опыта детей:

Первая группа – приёмы, способствующие установлению взаимосвязи и преемственности в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности;

Вторая группа – приёмы, направленные на овладение новыми движениями, которые можно выполнять только в природных условиях.

Активный отдых на привале можно сочетать с обучением детей туристским навыкам. Дети с удовольствием овладевают умениями расстановки палатки с помощью взрослого и самостоятельно, обучение детей правильно выбирать место для палатки, укладывать костёр (в разрешенных местах) и тушить его перед уходом, упражнять в вязке туристских узлов. Можно отработать алгоритм действий в случае, если ребёнок заблудился в лесу (как подать звуковой, световой сигнал, соорудить простейшее укрытие для сохранения тепла, сориентироваться в месте нахождения, успокоиться). Можно привлечь детей к выполнению социально значимой работы (покормить птиц, очистить поляну от мусора и т. д.).

В туристских прогулках совершенствуются формы общественного поведения. Совместная деятельность под руководством педагога формирует в детях ценнейшие морально-волевые качества. В походе складывается множество ситуаций для проявления детской дружбы, отзывчивости, щедрости. Иногда такие ситуации составлять специально.

Четвёртая часть туристской прогулки – возвращение домой в детский сад. Возвращение осуществляется по кратчайшему пути, т.к. дети уже физически и психически утомлены. Однако, чтобы движение не показалось однообразным, предложите детям несложные задания, включаемые в содержание игровых упражнений по типу «Кто больше назовёт обитателей леса», «Назови деревья смешанного леса, лесных птиц, цветы и др.». Здесь уместны свободная беседа педагога с детьми, загадывание загадок и т.п. .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Занимательная прогулка"

Взрослым важно воспитать интерес к математике и к процессу обучения в целом. Математика должна войти в жизнь ребёнка не как однообразная теория, состоящая из одних лишь примеров и задач, а как о...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Весенние прогулки"

Консультация для родителей «Весенние прогулки».Вот и закончилась зима со своими морозами и холодами, наступиладолгожданная весна и всё изменилось:горячее солнце отогревает город,журчат весёлые р...

конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей

конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей...

Консультация "Организация и проведение прогулки с детьми, наблюдения на прогулке"

Консультация "Организация и проведение прогулки с детьми, наблюдения на прогулке"...

Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"

Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"...

Сценарий спортивного развлечения для детей 5 - 7 лет с участием родителей Туристический слет "Костер Дружбы!"

Конспект - сценарий туристического слёта для дошкольников«Костер дружбы»Цели и задачи:Содействовать развитию туристической культуры, физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.Пропаганда здор...

Консультация для воспитателей "Интересная прогулка. Организация и методика проведения прогулки в детском саду"

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...