ИГРЫ- ГОЛОВОЛОМКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Мойстус Марина Анатольевна

 Развитие способностей ребенка — задача, которая стоит перед любым родителем. В том числе - развитие логического мышления. Зачем это нужно самому ребёнку?  -  Чтобы лучше развиваться в интеллектуальном плане, и быть более успешным в жизни, понимать причины и следствия всего, что происходит вокруг, правильно оценивать свои возможности и окружающую действительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-_golovolomki.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ- ГОЛОВОЛОМКИ

В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учителя начальных классов отмечают, что дошкольники с развитым интеллектом лучше подготовлены к школе. Они легче адаптируются, уверены в своих силах, быстрее понимают и запоминают новый материал, не пасуют пред трудной задачей, проявляют упорство, настойчивость и целеустремленность.

Задачи, требующие умственного напряжения, смогут стать мощным фактором интеллектуального развития детей, формирования их познавательных и творческих способностей.

Широкие возможности для детей в этом плане дает решение логических задач. Поэтому решение нестандартных задач должно быть неотъемлемой частью детского развития и образования.

Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Игра остаётся самым эффективным способом обучения детей дошкольного возраста. Головоломки, шарады, загадки на смекалку, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Такие игры способствуют развитию не только логического мышления, но и смекалки, сообразительности, способности мыслить свободно и находить нестандартные решения.

Давайте поподробней остановимся на играх-головоломках.

Головоломка - особый тип проблемных задач, которые построены с учётом недостатков, присущих мышлению большинства людей, предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов. Что бы решить головоломку, нужно сломать "стереотип мышления", т.е. отказаться от варианта решения, который кажется единственно верным, и подумать. Поэтому дети часто успешнее справляются с головоломками – у них мозг только формируется, и никакие стереотипы ещё не успели сложиться.

Так какие же игры-головоломки можно предложить ребенку, и с чего начать?

Ну, во - первых, важно подобрать головоломку, которая соответствует возрасту и интересам ребенка, не утомляет его. Ребёнок быстро потеряет интерес как к слишком простым, так и к слишком сложным для него головоломкам, важно, чтобы задача была ему всё-таки по силам. Прежде чем предложить головоломку ребенку, решите ее сами, тем самым, вы поймете и оцените ее сложность. Не заставляйте ребенка, а заинтересуйте его в игре. Пусть ребенок решает головоломку сам, не подсказывайте ему. Вы можете наводящими вопросами помочь ему найти правильное решение.

2–4 года. Для самых маленьких подойдут деревянные пазлы с крупными яркими деталями, кубики, пирамидки, сортеры, игрушки-лабиринты, то есть игрушки и игры, позволяющие сравнивать предметы по цвету, форме, величине и развивающие мелкую моторику, что, в свою очередь, влияет на развитие памяти, речи и внимания.

В этом возрасте самое время начинать знакомить ребенка со схемами. Собирать по схемам можно из чего угодно – конструктора, кубиков, мозаики. В общем, из того, что у вас есть. Только нужно предварительно подготовиться и нарисовать простые схемы понятных ребенку фигур. Лучше если это будут задания из 3-5 кубиков.

Многим известны игры Никитина. Предложите ребенку игру «Сложи квадрат». Суть игры понятна из названия. У игры есть 3 уровня сложности. Для двухлеток подойдет 1-й уровень (все квадраты состоят из 2-3 частей), для трехлеток – 2-й уровень (квадраты из 3-4 частей).

Можно предложить логическую головоломку российского изобретателя Владимира Ивановича Красноухова «Складушки». Знакомство с этой игрой можно начать с 2-2,5лет. Данная головоломка представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета. Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы или стороны совпали по цвету. Кстати, все эти игры («Сложи квадрат», «Складушки») вы можете легко изготовить самостоятельно.

5–7 лет. В этом возрасте головоломки уже сложнее, ребенок учится анализировать и сравнивать предметы, становится более усидчивым и внимательным.  

В старшем возрасте ребенок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершать преобразования объекта.

Предложите ребенку головоломки с палочками (счетные), где необходимо из определенного количества палочек составить фигуры, например: составить 2 равных треугольника из 5 палочек, или составить 2 равных квадрата из 7 палочек и т.д.  Для того чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой.

Интересны игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино» и др

Игры на объемное моделирование, такие как: «Уникуб», «Кубики для всех», «Куб-хамелеон», «Уголки».

Не забываем главное правило – задания вводятся в определенной последовательности, начиная с более простых, которые подготавливают к более сложным действиям.

Головоломки – это прежде всего игра и должны приносить не только пользу, но и радость, увлечённость, азарт и желание побеждать. А искренняя похвала и поддержка родителей подстегнут у малыша и тягу к знаниям, и желание решать сложные задачки самостоятельно.

Среди имеющегося многообразия современных логических головоломок можно легко найти игры, которые без сомнения заинтересует вашего малыша. 

Развитие ребенка - многогранный и интересный процесс. Уделяя минимальное количество времени ежедневно таким играм, вы и не заметите, каким смышленым и интеллектуально развитым человеком вырастет ваш ребенок.

Список используемой литературы

  1. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская.
  2. Книга для воспитателей дет. сада и родителей. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Игровые занимательные задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада / З. А. Михайлова. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1990.
  4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры – головоломки для детей дошкольного возраста по теме: «Овощи»

Материал для детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада.Игра-головоломка предполагает развитие у детей внимания, зрительной памяти, логического мышления. Дети учатся нах...

Игры – головоломки для детей дошкольного возраста «Инструменты»

Материал для детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада.Игра-головоломка предполагает развитие у детей внимания, зрительной памяти, логического мышления. Дети учатся находить ...

Игры – головоломки для детей дошкольного возраста «Морские обитатели»

Материал для детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада.Игра-головоломка предполагает развитие у детей внимания, зрительной памяти, логического мышления. Дети учатся находить ...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...

Развивающая игра-головоломка для детей дошкольного возраста "Ребусы"

Ребус в переводе с латыни означает «вещи». Это увлекательная головоломка, в которой слово, словосочетание или предложение зашифровывается с помощью картинок и специальных символов. Зародил...