Специфика восприятия детьми литературных произведений на разных возрастных этапах.
статья

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_vospriyatiya_detmi_literaturnyh_proizvedeniy.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика восприятия детьми литературных произведений

 на разных возрастных этапах.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.

Основными методами ознакомления с художественной литературой являются следующие:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.

Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

  1. Рассказывание воспитателя.

Это относительно свободная передача текста- возможна перестановка слов, их замена, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

  1. Инсценирование.

Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

  1. Заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Младшая группа (3-4 года).

В этом возрасте понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом. Сюжет дети воспринимают фрагментарно, устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. В центре восприятия литературного произведения – герой. Воспитанников младшей группы интересует, как он выглядит, его действия, поступки, а переживаний и скрытых мотивов поступков они ещё не видят. Воссоздать образ героя в воображении самостоятельно дошкольники этого возраста не могут, поэтому им нужны иллюстрации.

Активно содействуя с героем, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение и т. п.).

Средняя группа (4-5 лет).

Дошкольники этого возраста легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете, видят так называемые скрытые мотивы поступков героя. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им ещё не понятны.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей

способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка(сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

Старшая группа (5-6 лет).

В этом возрасте дошкольники в какой-то мере утрачивают яркую, внешне выраженную эмоциональность, у них возникает интерес к содержанию произведения. Они способны понять и такие события, которых не было в их собственной жизни. В связи с этим возникает возможность знакомить детей с познавательными произведениями.

У воспитанников старшей группы появляется сознательное отношение к авторскому слову. Воспринимая литературные произведения в единстве содержания и формы, ребёнок может осознать словесный образ и отнестись к нему как к авторскому приёму.

Дети продолжают воспринимать главным образом действия и поступки, но начинают видеть и некоторые наиболее простые и ярко выраженные переживания героев: страх, горе, радость. Теперь ребёнок не только содействует с героем, но и сопереживает ему, что помогает осознавать более сложные мотивы поступков.

Эмоциональное отношение к персонажам перестаёт быть чисто субъективным и зависит от того, как ребёнок оценивает поступки героя, становится более адекватным авторскому замыслу.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

В поведении литературного героя дети видят разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяют более сложные чувства (стыд, смущение, боязнь за другого). Осознают скрытые мотивы поступков.

В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, что предполагает способность рассматривать события с авторской точки зрения.

Таким образом, изучение особенностей восприятия литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет определить формы работы и отобрать средства ознакомления с литературой.

        В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.

В современной психологии и социологии  чтения термин« читатель»   распространяется  и  на  ребёнка   ─  дошкольника,  не  умеющего...

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.

В эстетическом развитии дошкольников выделяют два периода , имею- щих  резкие качественные различия  и тесно связанных с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно то...

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.

В современной психологии и социологии  чтения термин« читатель»   распространяется  и  на  ребёнка   ─  дошкольника,  не  умеющего...

Анатомические и физиологические предпосылки овладения детьми основными видами движений на разных возрастных этапах

Анатомические и физиологические предпосылки овладения детьмиосновными видами движений на разных возрастных этапах...

Особенности общения педагога с детьми на разных возрастных этапах. "Трудные дети". Пути взаимодействия.

Что такое общение? Какие мотивы стоят за этим понятием? Почему  взрослому нужно учитывать возраст ребёнка при общении сним? Как самостоятельно определить возрастные нормы в общении с ребёнком?Учи...

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка...