«Педагогическое взаимодействие с родителями через социо-игровую технологию»
методическая разработка (старшая группа)
«Педагогическое взаимодействие с родителями через социо-игровую технологию»
Гульнара Валеева
«Педагогическое взаимодействие с родителями через социо-игровую технологию»
Тема родительского собрания: «Гендерное воспитание или мальчики и девочки - два разных мира»
Цель: повышение профессионального мастерства в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с родителями дошкольников. Построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации работы с родителями.
2. Обучить приемам социо - игровой технологии.
3. Вызвать у родителей интерес к социо -игровой технологии.
4. Развивать творческую активность родителей.
Актуальность:
Актуальность применения данной технологии в том, что происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Цель современного личностно — ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Для реализации этих требований нам необходимо тесное сотрудничество с семьями дошкольников, которое невозможно без налаживания контактов с каждым из родителей ребенка.
Я считаю, что традиционные формы работы с родителями, в которых главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения часто докучает родителям.
У классика есть такие слова: «Что наша жизнь? – игра!». Взяв это утверждение за основу, я нашла такой «инструмент» взаимодействия с родителями дошкольников, как социо - игровая технология.
Авторы технологии - это педагоги новаторы: Вячеслав Михайлович Букатов, Андрей Петрович Ершов и Шулешко Евгений Евгеньевич.
Сам термин «социо-игровая технология» объясняется так: «организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социо-игровая»).
Сущность технологии, по определению авторов, состоит в том, что: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
Можно провести прямую зависимость между социо-игровой технологией и личностно- ориентированной моделью общения с родителями, с использованием приемов работы в малых группах - взрослые как дети: и слушают, и делают, и говорят. Благодаря этому каждый родитель сам формирует систему представлений о воспитании своего ребенка и естественным образом у него возникают педагогические знания.
Главная цель моего педагогического взаимодействия с родителями воспитанников через социо - игровую технологию это побуждение их к социальной активности и саморазвивитию, сплочение детско-родительского коллектива.
Феномен социо-игровой технологии состоит в том, что, являясь отдыхом, развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в жизни.
Оригинальность данной технологии в ее универсальности: методы и приёмы можно использовать как на разных этапах, например, родительского собрания, так и на отдельно взятых мероприятиях. Если в традиционной педагогике воспитатель выполняет - роль «музыканта – исполнителя», а родители, чаще всего – роль зрителей, то в социо-игровой педагогике их роли меняются: родители сами становятся мыслящими «исполнителями», а педагог дирижером.
И как результат: в моей группе повышается уровень педагогической компетентности родителей воспитанников, происходит сплочение детско-родительского коллектива, увеличивается количество семей, участвующих в жизнедеятельности группы.
Новизна использования данной технологии (разработанной для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста) в её применение для работы с взрослыми людьми, имеющими свой собственный социальный опыт, свое мировоззрение.
Практическая часть:
«Мальчики и девочки - два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они такие разные!» - мифы или реальность? Сегодня нам предстоит это выяснить. И тема сегодняшней нашей встречи «Гендерное воспитание или мальчики и девочки - два разных мира».
Для начала я предлагаю познакомиться.
Итак, игровое упражнение «Апельсины». Данное упражнение помогает родителям в игровой форме познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга.
Родители сидят в общем кругу. Первый родитель представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого родителя. Второй родитель повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. «Я Елена, я люблю ежевику».
А теперь, я предлагаю вам совершить дискуссионную прогулку. Посмотреть на одну и ту же проблему со стороны глазами мужчины и женщины.
Работать мы будем в парах. Есть такой прием, который авторы социо-игровой технологии назвали «Разведчики». Его применяют для подготовки работы в парах, для практической отработки какой-либо ситуации. Мне нужно 5 пар.
Вам нужно посмотреть друг на друга, первый с кем вы встретитесь глазами, будет вашей парой, с которой вы беретесь за руки и встаете рядом. Определитесь, кто из вас буде женщиной, а кто возьмет роль мужчины. Остальные родители будут слушать и по окончанию выскажут свое мнение.
Ситуация для пары № 1. Возвращение с работы. Что спросите/скажете Вы?
Ж. – спросит «Вы кушали?»
Как вы предполагаете, а что в такой ситуации скажет мужчина?
М. – скажет «Я хочу есть!»
Ситуация для пары № 2. Уборка квартиры. Ваши действия.
Ж. – Во-первых, приказывает мужу или ставит перед фактом, а надо просить и за несколько дней.
Убирает квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в 1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё, что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т. д.
М. – Всё делает снизу вверх, пылесосит, вытирает пыль, если на пути шкаф то уберёт в шкафу, но в одной комнате.
Ситуация для пары № 3. Ребёнка нет поздно дома.
Ж. – мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать, покричит.
М. – быстро сделает ребёнку внушение или даст ремня и вскоре об этом забудет.
Ситуация для пары № 4. Мужчина задержался на работе.
Ж. – создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з/п, пошёл к друзьям и т. д.
М. – Много работы, вот и задержался.
Ситуация для пары № 5. У жены телефон «абонент не отвечает или временно недоступен»
Ж. -
М. –
Мы по-разному ведём себя в социуме. Мы по-разному ведём себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста. Сегодня я не ставлю целью ответить на вопрос «Как воспитывать, как любить?» Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами на тему «Мальчики и девочки - они такие разные!»
Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. А воспитание ребёнка начинается с кого, уважаемые родители? Конечно же, с вас, вашей семьи.
Следующий прием «Работа в компаниях»
Для дальнейшей работы нам надо поделиться на 2 компании. Обратите внимание, что один из принципов социо-игровой технологии - это работа в микрогруппах (подгруппах). Выберите, пожалуйста, по одной картинке (предметные картинки с игрушками). Как вы думаете, как вы будите делиться? (предположения воспитателя).
Игрушки для мальчиков, игрушки для девочек. Тем самым образуются две компании:
- Родители мальчиков.
- Родители девочек.
Компании встречаются за столами.
Для начала мне хотелось бы, чтобы каждая команда придумала себе название.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ромашка – девочка», «Василёк – мальчик»
Подгруппе родителей предлагается сделать ромашку, на лепестках которой будут написаны качества - «настоящего мальчика» (для родителей мальчиков,
- «настоящей девочки» (для родителей девочек).
Момент завершения работы над заданием сообщить одновременным хлопком.
По окончании работы каждая команда представляет свой результат.
Среди родителей могут быть люди, которые затрудняются, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку, сказать неверно. В этом случае можно использовать прием «Говорим хором».
Работая в микрогруппах, им помогает хоровая работа. Я говорю микрогруппам: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если какая-то из микрогрупп ошибается, то ошибка не будет выглядеть слишком вызывающе (можно будет к ней отнестись с некоторым юмором, не оставит у участников неприятного осадка, а значит, ее легче исправить.
Обобщение:
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
игра «Подбери качество»
Теперь, пожалуйста, посмотрите на цветы, созданные вами, и постарайтесь ответить какие игры и игрушки помогают воспитывать перечисленные качества.
Вопрос родителям: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?
Обобщение:
Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. д.
Я думаю, что каждый из нас не раз задумывался, почему даже в одной семье дети растут такие разные? Почему у каждого свой путь развития, свои привязанности, свои привычки? Тысячи почему…. Вот и сегодня давайте посмотрим на ребенка (девочку, мальчика) с разных сторон.
Игра «Миф или реальность»
Родителям предлагается ответить «Да» или «Нет».
Существует мнение,что:
Вопросы для родителей:
1. Девочки более послушны, чем мальчики.
2. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.
3. Девочки менее активны.
4. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
5. Девочки легче попадают под чужое влияние.
6. Девочки более трусливы.
7. Девочки реже соперничают между собой.
8. Девочки более работоспособны, чем мальчики
9. Мальчики занимают больше места
10. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух
11. Мальчики больше отличаются друг от друга
12. Мальчики не должны плакать
Ответы психологов:
1. В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины.
2. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.
3. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
4. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется, и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.
5. Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании. При их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
6. Девочки на самом деле не так трусливы, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
7. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики, и девочки.
8. Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и учитель или воспитатель это сразу замечает – по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на учителя смотрят реже (чаще – на парту, в сторону или прямо перед собой). И к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.
Получается несоответствие во времени – самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.
9. Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т. н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы. С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.
10. В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.
11. Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует.
По мнению доктора биологических наук, генетика В. А. Геодакяна, у мужчин больше полезных и вредных мутаций (генетических отклонений, чем у женщин. Он говорит:
«Среди детей с косоглазием, а также с заиканием и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т. д. значительно больше мальчиков.
12. А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться. Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. А потом мы удивляемся, почему мужчины такие чёрствые…
Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: “Не плачь, ты не девчонка. Ты – “мужчина”. Девочку наставляют: “Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты девочка”. Кроме этого ребенок может оказаться свидетелем перегиба в гендерной роли, когда взрослый занимает жесткую жизненную позицию. К примеру, «Так должны вести себя мужики», «Ты женщина – сиди и молчи». Такие жесткие жизненные позиции мы называем стереотипами. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы разрушить эти стереотипы, помочь ребёнку быть гибким и уметь применять различные способы поведения.
Игра «Скрепочка»
Цель: показать отрицательную роль гендерных стереотипов в воспитании. Родителям раздают по одной обычной канцелярской скрепке из проволоки (желательно цветной). (Имейте в виду, что скрепка может сломаться в ходе игры — у вас должны быть запасные).
Воспитатель говорит: «Жила-была девочка Скрепочка, такая же, как и у вас в руках. Скрепочка росла очень весёлой и общительной, жизнерадостной и открытой, на мир смотрела широко раскрытыми глазами и с искренней ко всем улыбкой (всем предлагается разогнуть скрепку и сделать из неё улыбку). Скрепочка хорошо училась, особенно проявляя интерес к точным и техническим наукам. Поэтому, когда пришло время выбирать специальность, профессию для дальнейшего обучения, у неё никаких сомнений не возникало — конструктор космических кораблей (предлагается согнуть скрепку в форме ракеты). Но когда она сказала о своём выборе родителям, родным, в школе — все были откровенно удивлены таким выбором и дружно начали убеждать Скрепочку, что не женское это дело (из скрепочки предлагается сделать восклицательный знак). Мама сказала, что её выбор — работа не для женщин, и лучше поступать в педагогический вуз. Папа убеждал, что ей будет очень трудно в той сфере, где работают мужчины, и она не сделает карьеру. Родилась девочкой, значит, у тебя должны быть соответствующие приоритеты и задачи. Бабушка настаивала, что девушка должна быть нежная, утончённая, должна заниматься домашними делами, а не космосом. Подруга посоветовала не тратить время на ерунду, а обращать больше внимания на одежду, внешность, читать журнал «Космополитен», ведь там написано, чем должны заниматься и интересоваться настоящие девушки (предлагается сделать из скрепки «обложку журнала» или рамку). В конце концов Скрепочка решила, что доводы родителей, подруги, других знакомых — дельные, учитывая их опыт, мудрость, и то, как они искренне, от всего сердца желают ей добра (предлагается сделать из скрепочки сердце). Скрепочка хорошо сдала экзамены и поступила в педагогический вуз. И стала Скрепочка учительницей физики. (Предлагается сделать из скрепочки указку). Уроки, тетради, конспекты, лабораторные… Скрепочка понимала, что учить детей — благородное дело, однако ей по ночам снились космические корабли (предлагается сделать знак бесконечности). И однажды Скрепочка сказала себе: «Хватит, хочу быть конструктором космических кораблей, вернуться к своей заветной мечте» (предлагается вернуть скрепочку к первоначальному состоянию). Вам это удалось сделать? Вот и Скрепочка не смогла. Опомнилась: «Уже поздно учиться. Надо заботиться о семье, ведь двое детей», и ещё многое другое пришло в голову. А по ночам ей продолжали сниться космические корабли».
Однако часто трудно вызвать родителей на дискуссию, даже зная, что вопросов у них всегда много. И последний прием, о котором я хочу вам рассказать, это «Шапка «Вопросов и ответов». Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать. Вопросы могут быть самые разнообразные, в том числе по возникающим в группе проблемам и педагогическим ситуациям.
Уважаемые родители, в завершении нашего собрания мне хотелось бы сказать: никогда не забывайте, что главное в нашей жизни – это семья. Ведь карьера не ждет дома, слава не утрет слезы, и свобода не обнимет ночью…
Спасибо за внимание
1.Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ /Под ред. Т. И.
Оверчук; сост. Р. А. Горб – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.
2.Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно / А. С. Спиваковская – М. :
Педагогика, 1981. – 144 с.. – (Библиотека для родителей)
3.Скоролупова О.А., Логинова Л.В.- Играем?.. Играем!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_konspekta_roditelskogo_sobraniya.docx | 65.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическое взаимодействие с родителями через социо-игровую технологию»
Гульнара Валеева
«Педагогическое взаимодействие с родителями через социо-игровую технологию»
Тема родительского собрания: «Гендерное воспитание или мальчики и девочки - два разных мира»
Цель: повышение профессионального мастерства в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с родителями дошкольников. Построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации работы с родителями.
2. Обучить приемам социо - игровой технологии.
3. Вызвать у родителей интерес к социо -игровой технологии.
4. Развивать творческую активность родителей.
Актуальность:
Актуальность применения данной технологии в том, что происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Цель современного личностно — ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Для реализации этих требований нам необходимо тесное сотрудничество с семьями дошкольников, которое невозможно без налаживания контактов с каждым из родителей ребенка.
Я считаю, что традиционные формы работы с родителями, в которых главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения часто докучает родителям.
У классика есть такие слова: «Что наша жизнь? – игра!». Взяв это утверждение за основу, я нашла такой «инструмент» взаимодействия с родителями дошкольников, как социо - игровая технология.
Авторы технологии - это педагоги новаторы: Вячеслав Михайлович Букатов, Андрей Петрович Ершов и Шулешко Евгений Евгеньевич.
Сам термин «социо-игровая технология» объясняется так: «организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социо-игровая»).
Сущность технологии, по определению авторов, состоит в том, что: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
Можно провести прямую зависимость между социо-игровой технологией и личностно- ориентированной моделью общения с родителями, с использованием приемов работы в малых группах - взрослые как дети: и слушают, и делают, и говорят. Благодаря этому каждый родитель сам формирует систему представлений о воспитании своего ребенка и естественным образом у него возникают педагогические знания.
Главная цель моего педагогического взаимодействия с родителями воспитанников через социо - игровую технологию это побуждение их к социальной активности и саморазвивитию, сплочение детско-родительского коллектива.
Феномен социо-игровой технологии состоит в том, что, являясь отдыхом, развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в жизни.
Оригинальность данной технологии в ее универсальности: методы и приёмы можно использовать как на разных этапах, например, родительского собрания, так и на отдельно взятых мероприятиях. Если в традиционной педагогике воспитатель выполняет - роль «музыканта – исполнителя», а родители, чаще всего – роль зрителей, то в социо-игровой педагогике их роли меняются: родители сами становятся мыслящими «исполнителями», а педагог дирижером.
И как результат: в моей группе повышается уровень педагогической компетентности родителей воспитанников, происходит сплочение детско-родительского коллектива, увеличивается количество семей, участвующих в жизнедеятельности группы.
Новизна использования данной технологии (разработанной для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста) в её применение для работы с взрослыми людьми, имеющими свой собственный социальный опыт, свое мировоззрение.
Практическая часть:
«Мальчики и девочки - два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они такие разные!» - мифы или реальность? Сегодня нам предстоит это выяснить. И тема сегодняшней нашей встречи «Гендерное воспитание или мальчики и девочки - два разных мира».
Для начала я предлагаю познакомиться.
Итак, игровое упражнение «Апельсины». Данное упражнение помогает родителям в игровой форме познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга.
Родители сидят в общем кругу. Первый родитель представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого родителя. Второй родитель повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. «Я Елена, я люблю ежевику».
А теперь, я предлагаю вам совершить дискуссионную прогулку. Посмотреть на одну и ту же проблему со стороны глазами мужчины и женщины.
Работать мы будем в парах. Есть такой прием, который авторы социо-игровой технологии назвали «Разведчики». Его применяют для подготовки работы в парах, для практической отработки какой-либо ситуации. Мне нужно 5 пар.
Вам нужно посмотреть друг на друга, первый с кем вы встретитесь глазами, будет вашей парой, с которой вы беретесь за руки и встаете рядом. Определитесь, кто из вас буде женщиной, а кто возьмет роль мужчины. Остальные родители будут слушать и по окончанию выскажут свое мнение.
Ситуация для пары № 1. Возвращение с работы. Что спросите/скажете Вы?
Ж. – спросит «Вы кушали?»
Как вы предполагаете, а что в такой ситуации скажет мужчина?
М. – скажет «Я хочу есть!»
Ситуация для пары № 2. Уборка квартиры. Ваши действия.
Ж. – Во-первых, приказывает мужу или ставит перед фактом, а надо просить и за несколько дней.
Убирает квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в 1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё, что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т. д.
М. – Всё делает снизу вверх, пылесосит, вытирает пыль, если на пути шкаф то уберёт в шкафу, но в одной комнате.
Ситуация для пары № 3. Ребёнка нет поздно дома.
Ж. – мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать, покричит.
М. – быстро сделает ребёнку внушение или даст ремня и вскоре об этом забудет.
Ситуация для пары № 4. Мужчина задержался на работе.
Ж. – создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з/п, пошёл к друзьям и т. д.
М. – Много работы, вот и задержался.
Ситуация для пары № 5. У жены телефон «абонент не отвечает или временно недоступен»
Ж. -
М. –
Мы по-разному ведём себя в социуме. Мы по-разному ведём себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста. Сегодня я не ставлю целью ответить на вопрос «Как воспитывать, как любить?» Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами на тему «Мальчики и девочки - они такие разные!»
Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. А воспитание ребёнка начинается с кого, уважаемые родители? Конечно же, с вас, вашей семьи.
Следующий прием «Работа в компаниях»
Для дальнейшей работы нам надо поделиться на 2 компании. Обратите внимание, что один из принципов социо-игровой технологии - это работа в микрогруппах (подгруппах). Выберите, пожалуйста, по одной картинке (предметные картинки с игрушками). Как вы думаете, как вы будите делиться? (предположения воспитателя).
Игрушки для мальчиков, игрушки для девочек. Тем самым образуются две компании:
- Родители мальчиков.
- Родители девочек.
Компании встречаются за столами.
Для начала мне хотелось бы, чтобы каждая команда придумала себе название.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ромашка – девочка», «Василёк – мальчик»
Подгруппе родителей предлагается сделать ромашку, на лепестках которой будут написаны качества - «настоящего мальчика» (для родителей мальчиков,
- «настоящей девочки» (для родителей девочек).
Момент завершения работы над заданием сообщить одновременным хлопком.
По окончании работы каждая команда представляет свой результат.
Среди родителей могут быть люди, которые затрудняются, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку, сказать неверно. В этом случае можно использовать прием «Говорим хором».
Работая в микрогруппах, им помогает хоровая работа. Я говорю микрогруппам: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если какая-то из микрогрупп ошибается, то ошибка не будет выглядеть слишком вызывающе (можно будет к ней отнестись с некоторым юмором, не оставит у участников неприятного осадка, а значит, ее легче исправить.
Обобщение:
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
игра «Подбери качество»
Теперь, пожалуйста, посмотрите на цветы, созданные вами, и постарайтесь ответить какие игры и игрушки помогают воспитывать перечисленные качества.
Вопрос родителям: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?
Обобщение:
Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. д.
Я думаю, что каждый из нас не раз задумывался, почему даже в одной семье дети растут такие разные? Почему у каждого свой путь развития, свои привязанности, свои привычки? Тысячи почему…. Вот и сегодня давайте посмотрим на ребенка (девочку, мальчика) с разных сторон.
Игра «Миф или реальность»
Родителям предлагается ответить «Да» или «Нет».
Существует мнение,что:
Вопросы для родителей:
1. Девочки более послушны, чем мальчики.
2. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.
3. Девочки менее активны.
4. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
5. Девочки легче попадают под чужое влияние.
6. Девочки более трусливы.
7. Девочки реже соперничают между собой.
8. Девочки более работоспособны, чем мальчики
9. Мальчики занимают больше места
10. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух
11. Мальчики больше отличаются друг от друга
12. Мальчики не должны плакать
Ответы психологов:
1. В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины.
2. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.
3. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
4. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется, и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.
5. Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании. При их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
6. Девочки на самом деле не так трусливы, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
7. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики, и девочки.
8. Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и учитель или воспитатель это сразу замечает – по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на учителя смотрят реже (чаще – на парту, в сторону или прямо перед собой). И к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.
Получается несоответствие во времени – самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.
9. Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т. н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы. С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.
10. В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.
11. Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует.
По мнению доктора биологических наук, генетика В. А. Геодакяна, у мужчин больше полезных и вредных мутаций (генетических отклонений, чем у женщин. Он говорит:
«Среди детей с косоглазием, а также с заиканием и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т. д. значительно больше мальчиков.
12. А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться. Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. А потом мы удивляемся, почему мужчины такие чёрствые…
Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: “Не плачь, ты не девчонка. Ты – “мужчина”. Девочку наставляют: “Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты девочка”. Кроме этого ребенок может оказаться свидетелем перегиба в гендерной роли, когда взрослый занимает жесткую жизненную позицию. К примеру, «Так должны вести себя мужики», «Ты женщина – сиди и молчи». Такие жесткие жизненные позиции мы называем стереотипами. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы разрушить эти стереотипы, помочь ребёнку быть гибким и уметь применять различные способы поведения.
Игра «Скрепочка»
Цель: показать отрицательную роль гендерных стереотипов в воспитании. Родителям раздают по одной обычной канцелярской скрепке из проволоки (желательно цветной). (Имейте в виду, что скрепка может сломаться в ходе игры — у вас должны быть запасные).
Воспитатель говорит: «Жила-была девочка Скрепочка, такая же, как и у вас в руках. Скрепочка росла очень весёлой и общительной, жизнерадостной и открытой, на мир смотрела широко раскрытыми глазами и с искренней ко всем улыбкой (всем предлагается разогнуть скрепку и сделать из неё улыбку). Скрепочка хорошо училась, особенно проявляя интерес к точным и техническим наукам. Поэтому, когда пришло время выбирать специальность, профессию для дальнейшего обучения, у неё никаких сомнений не возникало — конструктор космических кораблей (предлагается согнуть скрепку в форме ракеты). Но когда она сказала о своём выборе родителям, родным, в школе — все были откровенно удивлены таким выбором и дружно начали убеждать Скрепочку, что не женское это дело (из скрепочки предлагается сделать восклицательный знак). Мама сказала, что её выбор — работа не для женщин, и лучше поступать в педагогический вуз. Папа убеждал, что ей будет очень трудно в той сфере, где работают мужчины, и она не сделает карьеру. Родилась девочкой, значит, у тебя должны быть соответствующие приоритеты и задачи. Бабушка настаивала, что девушка должна быть нежная, утончённая, должна заниматься домашними делами, а не космосом. Подруга посоветовала не тратить время на ерунду, а обращать больше внимания на одежду, внешность, читать журнал «Космополитен», ведь там написано, чем должны заниматься и интересоваться настоящие девушки (предлагается сделать из скрепки «обложку журнала» или рамку). В конце концов Скрепочка решила, что доводы родителей, подруги, других знакомых — дельные, учитывая их опыт, мудрость, и то, как они искренне, от всего сердца желают ей добра (предлагается сделать из скрепочки сердце). Скрепочка хорошо сдала экзамены и поступила в педагогический вуз. И стала Скрепочка учительницей физики. (Предлагается сделать из скрепочки указку). Уроки, тетради, конспекты, лабораторные… Скрепочка понимала, что учить детей — благородное дело, однако ей по ночам снились космические корабли (предлагается сделать знак бесконечности). И однажды Скрепочка сказала себе: «Хватит, хочу быть конструктором космических кораблей, вернуться к своей заветной мечте» (предлагается вернуть скрепочку к первоначальному состоянию). Вам это удалось сделать? Вот и Скрепочка не смогла. Опомнилась: «Уже поздно учиться. Надо заботиться о семье, ведь двое детей», и ещё многое другое пришло в голову. А по ночам ей продолжали сниться космические корабли».
Однако часто трудно вызвать родителей на дискуссию, даже зная, что вопросов у них всегда много. И последний прием, о котором я хочу вам рассказать, это «Шапка «Вопросов и ответов». Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать. Вопросы могут быть самые разнообразные, в том числе по возникающим в группе проблемам и педагогическим ситуациям.
Уважаемые родители, в завершении нашего собрания мне хотелось бы сказать: никогда не забывайте, что главное в нашей жизни – это семья. Ведь карьера не ждет дома, слава не утрет слезы, и свобода не обнимет ночью…
Спасибо за внимание
1.Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ /Под ред. Т. И.
Оверчук; сост. Р. А. Горб – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.
2.Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно / А. С. Спиваковская – М. :
Педагогика, 1981. – 144 с.. – (Библиотека для родителей)
3.Скоролупова О.А., Логинова Л.В.- Играем?.. Играем!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности социо-игровой технологии"
Социо-игровая технология — это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. В консультации приведены социо-и...
Консультация для родителей "Особенности социо-игровой технологии"
Консультация для родителей "Особенности социо-игровой технологии"...
Мастер-класс для педагогов «Укрепление партнерства ДОУ и семьи через социо-игровые технологии» (Педсовет)
Выступление на педсовете...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЦИО – ИГРОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ (Е.Е. Шулешко, В.М. Бутаков, А.П. Ершова
Актуальность темы. Дети, не владеющие коммуникативными навыками, хуже других усваивают программный материал. Как показывает опыт, знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместно...
Мастер класс для педагогов «Укрепление партнерства ДОУ и семьи через социо-игровые технологии».
Хотим представить вам технологию, применяемую нами для работы с коллективом родителей в группе. Технология называется «СИТ – социо-игровая технология»....
«Педагогическое взаимодействие с родителями через социо-игровую технологию»
Социо-игровая технология предполагает новые подходы в организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Игра является одной из уникальных форм, позволяющие сделать взаимодействие п...
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию...