Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования
консультация (средняя группа)

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogutskaya_statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Богуцкая Ирина Викторовна

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования

В настоящее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования выступает развитие  умственной деятельности ребенка, его познавательных интересов и любознательности, самостоятельности и инициативности. В связи с этим актуализируется проблема формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, в том числе при формировании элементарных математических представлений, является конструирование.

Проблеме  изучения особенностей конструктивной деятельности посвящены исследования  З.М. Богуславской, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, А.Р. Лурия,                                З.М. Мирошник, Н.Н. Поддьякова и др.

Конструирование является интеллектуальной деятельностью, основой которой выступает целенаправленное построение какого-либо объекта в идеальной форме. Благодаря мысленному комбинированию разнообразных фактором, их подбору и связыванию в новый объект реализуется процесс конструирования [1].

Именно конструктивные задачи выступают средством формирования конструктивной деятельности. Так, в ходе конструирования происходит вовлечение дошкольников в активную творческую деятельность, что, в свою очередь, формирует комбинаторные умения, пространственное воображение, логическое мышление. Для конструктивной задачи характерно отражение ключевых пространственных отношений, зависимостей метрики и объема и др. Такие  отношения и зависимости зафиксированы и отражены в наглядной модели, доступной восприятию, пониманию и использованию старшими дошкольниками. Результат решения конструктивных задач – создать новый объект, удовлетворяющий заданным условиям [3].

В последнее время в практике дошкольных образовательных учреждений одним из средств формирования  элементарных математических представлений у дошкольников в процессе конструирования является Лего-конструктор.

Лего-конструирование – это один  из видов творческо-продуктивной деятельности [2]. Дети дошкольного возраста через Лего-конструктор  включаются в игровую деятельность и экспериментирование. Использование Лего-конструктора в образовательной деятельности старших дошкольников, прежде всего, формирует следующие  элементарные математические представления: количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

Приведем примеры заданий по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством Лего-конструирования.

Для формирования умения соотносить количество объектов с числом можно использовать задание «Математический Лего-поезд». Дошкольникам предлагается собрать из Лего-конструктора поезд, где число вагончиков варьируется от 1 до 10. Педагог дает детям такие задания:   «Сосчитай сколько вагончиков», «Назови номер», «Соседи», «Какое число больше (меньше)» и т.д.

Чтобы сформировать элементарные представления о количественном и порядковом счете, составе чисел в пределах 10 рекомендуется применять задание «Собираем и считаем». Можно предложить дошкольникам два варианта игры. Первый вариант игры заключается в том, что старшие дошкольники называют число, которое изображено в столбце. Собирая башню, дети считают кирпичики, для построения башни используют количество кирпичиков равное числу, изображенному в этом столбце. Второй вариант игры предполагает, что дети выкладывают кирпичики на карточку, при этом считая их, и подбирая соответствующую карточку с числом.

С целью формирования представлений об отношениях «больше», «меньше», «равно» используется задание «Больше-меньше», которое имеет несколько вариантов. Первый вариант состоит в том, что дети строят разные по высоте башни: Как узнать в какой башне больше кирпичиков? (Сравнить парами); Как сделать так, чтобы башни были одинаковыми по высоте? и т.п. Перед использованием второго варианты игры воспитатель знакомит детей со сказкой о голодном цыпленке, который всегда широко открывал клюв – >, когда видел чего-то много, а когда еды было мало, он клюв закрывал – <. И смотрел этот цыпленок только влево. После этого предлагает задание: перед дошкольником располагаются две группы кирпичиков, воспитатель задает вопросы типа:  Сколько кирпичиков слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Какой знак надо поставить? Сложи этот знак из кирпичиков.

При изучении формы объектов и развития геометрической зоркости у детей можно использовать задание «Юные волшебники». Дошкольникам предлагается выложить с помощью Лего-кирпичиков разные геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат. После того, как дети выложили фигуры, воспитатель предлагает подумать о том, какие   предметы имеют форму квадрата, треугольника и т.д. После этого педагог предлагает сложить  из конструктора модель какого-либо предмета, который имеет квадратную форму.

Для формирования умений ориентироваться в пространстве детям предлагается задание «Слева-справа». Воспитатель говорит: Поставьте желтый кирпичик. Слева от желтого – красный. А справа – черный. Какой кирпичик стоит между красным и черным? Кроме этого, могут быть вариации этого задания, например, расставить три  кирпичика так, чтобы желтый был посередине, красный – слева, а черный справа; желтый кирпичик стоит слева от черного, а красный слева от желтого; справа от красного стоит желтый кирпичик, а справа от желтого – черный.

Также можно использовать задание «Вверху-внизу». Перед ребенком располагается Лего-пластина, на которой в середине прикреплен красный кирпичик. Педагог предлагает дошкольнику разместить вверху желтый кирпичик, внизу – черный. Кроме этого предлагается построение башенки для ознакомления с  понятиями «над», «под» и др.

С целью формирования у детей умения ориентироваться во времени рекомендуем применять задание «Неделька». Воспитатель предлагает детям на Лего-пластине выложить слева направо семь башенок по возрастанию, первая состоит из одного лего-кирпичика, вторая – из двух и т.д. Это – «дни недели». Воспитатель затем спрашивает:  Посчитайте башенки по порядку. Какой день недели начинает неделю? Как он называется? Покажите первый день недели? Последний день? Как называется второй, четвертый, третий, пятый день недели? Покажите с помощью кирпичиков Лего.

Таким образом, использование Лего-конструктора в процессе организации образовательной деятельности дошкольников включает детей в конструктивную деятельность, способствуя при этом формированию у них элементарных математических представлений.

Библиографический список

  1. Банникова Л.Н., Боронина Л.Н. Технология проектной деятельности: учебное пособие. Екатеринбург, 2004. 72 с.
  2. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1999. 256 с.
  3. Шеина М.К., Федорова Т.В. Развивающие возможности конструктора Лего в математическом образовании старших дошкольников // Артемовские чтения «Продуктивное обучение: опыт и перспективы»:материалы XI Международной научной конференции. Самара, 2019. С.529-535.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством настольных игр»

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усв...

«Развитие и формирование элементарно-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

целенаправленное развитие игровых приёмов и дидактических игр, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников....

Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...