Всероссийский семинар "Вопросы подготовки детей к школе: нейропсихологический аспект"
статья

В настоящее время готовность ребенка к школьному обучению определяется его физическим и психическим развитием. Состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, то есть имеет значение весь комплекс выделенных ранее факторов. Психологическая готовность к школе — готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiyskiy_seminar.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский семинар "Вопросы подготовки детей к школе: нейропсихологический аспект"

В настоящее время готовность ребенка к школьному обучению определяется его физическим и психическим развитием. Состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, то есть имеет значение весь комплекс выделенных ранее факторов. Психологическая готовность к школе — готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности. Она заключается прежде всего в том, что к моменту поступления в школу у ребенка должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику. Их формирование возможно тогда, когда итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки этих черт. По мнению С. Штребела, А. Керна, Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее. Проблема исследования развития эмоционально-волевой регуляции в дошкольном возрасте и ее роли в формировании психологической готовности детей к школе является значимой для педагогической психологии и недостаточно изученной. Под эмоциональной зрелостью понимается эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие социальных эмоций. Отечественные ученые А.В. Запорожец, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова, Г.М. Бреслав выделяют несколько этапов развития социальных эмоций в онтогенезе, от механизмов эмоциональной синтонии до эмоциональной децентрации, появления социальных переживаний и эмпатий переходящих к умению эмоционально оценивать себя и других В свою очередь, как отмечает Г.А. Урунтаева, симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Исследования Р. Ибрагимовой позволило проследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста. Наиболее ярко чувство долга проявляется у детей 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. От сюда следует, что в дошкольном возрасте эмоции социализируются В старшем дошкольном возрасте появляется эмоциональное предвосхищение, которое приводит к возникновению «эмоциональных образов» того, что ребенок желает и к чему он стремится. Оно помогает ребенку предвидеть результат своего поведения, возможность последствий своих действий для себя и других людей. Изучение эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста является привлекательным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом возрасте еще не утрачена непосредственность выражения эмоций, свойственных ребенку, но вместе с тем, налицо интенсивное становление эмоционально-волевой сферы, способность вербализировать собственные чувства и чувства окружающих людей, умение подчиняться требованиям и правилам. Можно сказать, что недостаточная сформированность эмоционально-волевой готовности к обучению в школе, может привести к нарушениям поведения, низкой успеваемости и явлениям социальной дезадаптации. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоционально-волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и положительная учебная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействия с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС ".

1.вступительное слово.2.содержание работы по ФГОС.3.задачи.4.результаты....

Консультация для родителей Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС.

Консультация для родителейВзаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС....

Консультация «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ.У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ...

Консультация для родителей "Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС"

 Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению является одной из важнейших проблем дошкольного образования. Осуществление этой работы невозможно в отрыве от семьи. Семья для дошкольника...

«Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС»

Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры «Школа» является социальный ...

Вопросы подготовки детей к школе: нейропсихологический аспект

Как понять готов или не готов ребёнок к школьному обучению? Существует множество методик и тестов, определяющих умственную, психологическую (эмоциональную) и коммуникативную готовности. Так же совреме...