Методические рекомендации для родителей «Как научить ребенка запоминать и пересказывать текст».
консультация (старшая группа)

Горюнова Светлана Юрьевна

Уважаемые родители!

Мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не умеет пересказывать текст. Или пересказывает его дословно, как выученное стихотворение.

Другая проблема  – это  отсутствие умения передавать информацию  в форме рассказа. Всё чаще можно встретить детей и молодых людей, не владеющих красивой образной речью. В большинстве случаев она заменяется сленгом.

И чем раньше ребенок овладеет умением  рассказывать, составлять  и пересказывать текст, своими словами, тем лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей

«Как научить ребенка запоминать и пересказывать текст».

Подготовила: Горюнова Светлана Юрьевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 13 «Жемчужинка»,  Саратовская область        , г. Балаково

Уважаемые родители!

Мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не умеет пересказывать текст. Или пересказывает его дословно, как выученное стихотворение.

 Другая проблема  – это  отсутствие умения передавать информацию  в форме рассказа. Всё чаще можно встретить детей и молодых людей, не владеющих красивой образной речью. В большинстве случаев она заменяется сленгом.

 И чем раньше ребенок овладеет умением  рассказывать, составлять  и пересказывать текст, своими словами, тем лучше.

Для успешной работы  по знакомству ребенка с пересказом Вам необходимо, в первую очередь, познакомить  его с правилами запоминания текста.

В этом вам поможет пошаговая методика,  которая базируется на  эйдетических  методах запоминания информации, суть которых – в «связывании» слов с понятными ребенку, яркими образами  («эйдос» по – гречески  -  образ). Она успешна апробирована  с детьми  дошкольного и школьного возраста.

Рассмотрим последовательно на примерах каждый из этих шагов.

ШАГ 1.  Научить ребенка изображать слово «значком» или «Метод пиктограмм»

Этот шаг можно назвать предварительной работой. Умение записывать информацию значками необходимо ребенку в дальнейшей работе.

Ребенок должен научиться рисовать  слово, выделив в нем самое главное.

Например:

  • Что главное у кота? – треугольные уши, длинные усы;
  • Что главное у ежика? – колючки;
  • что главное у зайца? – длинные уши;
  • что главное у дерева? – ствол и листья.

Если у ребенка рисование занимает слишком много времени, введите соревновательный элемент. Например, кто нарисует ежика (домик, цветок), используя наименьшее количество линий.

Главное, выработать у детей навык быстрого изображения и угадывания слова по значку.

Аналогичные задания по выработке навыка

  • Покажите ребенку несколько одинаковых геометрических фигур (овалов, прямоугольников). Затем покажите поочередно картинки объектов, имеющих похожую форму. Например, овальное мыло, зеркало, тарелку, шарик, картошку. Или прямоугольный домик, книжку, шоколадку, телефон. Попросите назвать нарисованные геометрические фигуры и дополнить до значка, характеризующего этот объект.
  • Попросите ребенка нарисовать значком снеговика и объяснить,  что главное нужно выделить в этом образе, чтобы сразу стало ясно, что это снеговик (3 кружка и морковку).  А теперь нарисуйте рядом такие же 3 кружка и попросите  «превратить»  их в значок светофора. Ребенок может дорисовать внизу ножку (на которой стоит светофор)  или свет у одного из  «глазков светофора».  Аналогично опять нарисуйте  3 кружка и попросите ребенка обозначить ими гусеницу, бусы, цветок и другие объекты. ВАЖНО, чтобы ваш малыш понял, что  кружки можно поворачивать в любую сторону.

ШАГ 2.  Научить ребенка определять главное (ключевое) слово в словосочетании.

Главное слово или слово – ключик, это слово, которое изображаем значком.

Попросите ребенка назвать слово, которое поможет вспомнить словосочетание «белая ромашка». Слово «белая» или слово «ромашка»?  Пусть ребенок объяснит свое мнение, а потом поясните, что если мы запомним слово «белая», то потом (завтра или через несколько дней) нам будет трудно вспомнить, что белое мы хотели запомнить. Белая может быть не только ромашка, но и кофта, бумага, конфета…

 Пусть ребенок перечислит, что может быть белым.                                            

А если мы запомним слово «ромашка», то  потом, представив ромашку, мы сразу вспомним, что она белого цвета.  Главный момент, на который нужно обратить внимание ребенка: ромашку нужно представить. Можно попросить закрыть глаза  и  «увидеть» белую ромашку.

Аналогично можно разобрать с ребенком следующие словосочетания:

  • Веселый котенок  (ключик - котенок)
  • Колючий ежик   (ключик - ежик)
  • Вкусный торт  (ключик -  торт)
  • Сладкая конфета  (ключик - конфета)
  • Снежная горка  (ключик - горка)

Выделяя ключевое слово,  ребенок должен нарисовать его значком. А потом, по рисунку вспомнить и назвать полное словосочетание.

Закрепить навык  можно в виде игры на прогулке:

Игра: Назови объект и укажи признак, затем нарисуй «ключик» на песке, асфальте, альбоме.  Например: пушистые облака, зеленая травка, лохматая собака, яркое солнышко, белый снег.

Такие упражнения учат не только выделять ключевые слова, но и расширять его словарный запас, определять признак предмета.

В дальнейшем ребенок будет называть  словосочетания  по - памяти.   И составлять простые предложения.

 ШАГ 3. Научить ребенка составлять и пересказывать  простой текст по ключевым словам – значкам.

Для начала, нужно научить ребенка находить ключевое слово в простом предложении. Например, вы называете ребенку не 2 слова (словосочетание), с которыми он уже знает что делать, а несколько слов: «Веселый гномик  сидел у реки». Количество слов увеличилось, как найти ключевое слово?  Обычно ключевым словом бывает  подлежащее.

- Про кого  в этом предложении рассказывается?  - Про гномика 

- Это и есть ключевое слово.  Ребенок зарисовывает  его  значком.

Примеры возможных вариантов воспроизведения предложения  «Веселый гномик  сидел у реки»: У реки сидел веселый гномик, Веселый гномик сидел на берегу реки, Радостный гномик сидел на берегу реки. 

На что обратить внимание:

  • Важно, чтобы ребенок хорошо представлял себе картинку в голове, о чем он будет говорить.  

  • Важно, чтобы ребенок  умел говорить своими словами и размышлял.

  • Важно, чтобы ребенок передавал смысл того, что запомнил.
  • Важно, чтобы ребенок пересказывал текст с опорой на значки.

На первых порах рассказы для пересказа могут быть из 3 – 5 предложений.

  •  Сначала ребенку желательно прочитать весь рассказ целиком.
  •  Поговорить, о чем рассказ или про кого.
  •  Выделить ключевое слово в каждом предложении.
  •  Зарисовать значки.
  • Закрыть глаза и представить себе то, о чем говорится в предложении.
  • Ребенок по своим значкам  должен постараться пересказать рассказ.

Вариант 1. Текст для пересказа  «Зима»

Наступила в лесу зима.

Ключевое слово «зима». Можно нарисовать дерево или  снежинку.

Выпал белый пушистый снег.

Ключевое слово «снег». Можно нарисовать сугроб и снежинку.

Зайка надел белую шубку.

Ключевое слово «зайка». Можно изобразить голову с длинными ушами.

Мишка спит в берлоге.

Ключевое слово «мишка». Можно изобразить голову с круглыми ушами и закрытыми глазами.

Вариант 2. Текст для пересказа  «Про ежика»

Шел ежик по лесной дорожке.

Ключевое слово «ежик». Ребенок рисует значком ежика.

Смотрит, лежит красное яблоко.

Ключевое слово «яблоко». Ребенок может нарисовать значком яблоко.

Взял ежик яблоко и пошел дальше.

Ключевое слово «взял яблоко». Рисуем колючки с наколотым яблоком и стрелку вперед.

Шел – шел, смотрит, лежит листок.

Ключевое слово «листок». Изображаем значком листик.

Взял ежик и листок.

Ключевое слово «взял листок». Значок – колючки с листиком и стрелка вперед.

Принес еж домой  свои находки и радуется.

Ключевое слово «домой » или «радуется». Рисуем значок домик , а в нем улыбку.

Используемая литература:

  1. Пчелкина Е.Л., Кислов А.В. Маленькие секреты большой памяти. – Методическое пособие по развитию образно – ассоциативного мышления и памяти методом эйдетики / Первый год обучения. – М.: СОЛОН – пресс, 2018. – 156с.
  2. Пчелкина Е.Л., Кислов А.В. Маленькие секреты большой памяти. – Методическое пособие по развитию образно – ассоциативного мышления и памяти методом эйдетики / Второй год обучения– М.: СОЛОН – пресс, 2018. – 152с.
  3. Пчелкина Е.Л. Развитие речемышления у детей или как научить ребенка запоминать, пересказывать и придумывать текст. М.:КТК «Галактика», 2019. – 68с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов «Как научить ребенка запоминать стих»

Цель: вызвать интерес педагогов к данной теме; познакомить их с разными приемами разучивания стихотворений; побудить их к использованию полученных знаний и навыков в практической работе с дошкольникам...

Рекомендации для родителей «Как научить ребенка запоминать стих»

Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: «Стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, ...

Методические рекомендации для родителей "Как научить ребенка дружить и общаться"

Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка....

Консультация для родителей «Как научить ребенка запоминать стихи»

Все мы прекрасно знаем, что  одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и быстро з...

Консультация для родителей "Как научить ребенка запоминать стихи"

Учить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что этот навык будет полезен в школе. Заучивание наизусть тренирует память и внимание. А это, согласитесь, необходимо. И родители, которые п...

Консультация для родителей "Как научить ребенка запоминать стихи?"

Консультация для родителей старшей группы детского сада...