Природа цвета и цвет природы
консультация

Саватнеева Татьяна Геннадиевна

Цвета окружают нас везде. Они есть в природе, в наших домах, в одежде, которую мы носим, и в картинах, которые создают художники. Они имеют свойства изменить то, как мы себя чувствуем, и нашу реакцию на те,  или иные ситуации. Цвет это не какая-то бессмысленная часть нашего окружения. Цветотерапия использует свойства цвета для того, чтобы исцелять, заряжать энергией и успокаивать нас. Давайте посмотрим, какое именно влияние оказывают цвета на повседневное поведение людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Природа цвета и цвет природы25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цвета окружают нас везде. Они есть в природе, в наших домах, в одежде, которую мы носим, и в картинах, которые создают художники. Они имеют свойства изменить то, как мы себя чувствуем, и нашу реакцию на те,  или иные ситуации. Цвет это не какая-то бессмысленная часть нашего окружения. Цветотерапия использует свойства цвета для того, чтобы исцелять, заряжать энергией и успокаивать нас.

Как рождается цвет? Благодаря свету. Чем ярче свет, тем ярче краски окружающего мира. Чем больше света, тем больше радости.

Действие цвета может быть как позитивным, так и негативным по характеру воздействия на человеческую психику.

Воздействие цвета изучается на научном уровне. Исследования ученых показали, что из всего цветового диапазона наиболее утомляющим для сетчатки человеческого глаза является фиолетово-синий цвет. Чуть меньше утомляет красный.

Оптимальными цветами с точки зрения наименьшего зрительного и цветового утомления считаются оранжево-желтый, желтый, зеленый, голубой и белый цвета.

Почему красный цвет означает «стоп», а зеленый -«идите»? Невеста - в белом, а черный -цвет траура и печали? Счастливый все видит «в розовом цвете», а романтик упивается «голубыми мечтами»… Это всего лишь дань традиции, скажут некоторые, и будут правы… отчасти. Поскольку на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и физиологические факторы. Вернее, физиология здесь первична, а уже потом возникли традиционные значения цветов.

С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета - это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе.

Например, так называемые «горячие» цвета -красный, оранжевый и желтый -имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия значительного количества энергии. Это цвета активно-наступательного характера, они оказывают стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают чистоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета, зеленые и голубые -коротковолновые, и поэтому легко воспринимаются. Вызываемое ими успокоение связано с замедлением метаболизма.

Помимо естественной реакции нашего организма, в восприятии цвета немаловажную роль играет жизненный опыт. Цвет одежды также красноречив. Например, кого из женщин-специалистов вы выберете в качестве финансового советника- ту, которая носит темно-синий костюм, или девушку в ярко-розовой кофточке? Понятие «цветовой коммуникации» относится не только к области одежды, но и к убранству дома, рекламе, дизайну новой продукции и оформлению торговых предприятий.

Давайте посмотрим, какое именно влияние оказывают цвета на повседневное поведение людей.

Психология восприятия цвета – красный.
Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию.
В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.
• Насыщенный красный-  цвет, выражающий скорость, мощь, игру, опасность и страсть.
• Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план.
• Красный создает ощущение тепла. Кофе кажется горячее в красной чашке, нежели в зеленой.
Предпочтение красного цвета означает уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях.
Отклонение красного цвета: страх переживаний, физическое и нервное истощение.
Ключевые значения и символика:
• огонь,  жара, жизнь, энергия, активность, воля, борьба, страсть, агрессия, гнев.

Психология восприятия цвета – оранжевый.
Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.
Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.
• Оранжевый обладает стимулирующими свойствами, создает впечатление дружелюбия, открытости и склонности к авантюрам.
• Ярко-оранжевый хорошо заметен, что обеспечило его использование в предупреждающих сигналах.
• Пикантные (осенние) тона оранжевого цвета теплы, экзотичны и привлекательны.
Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности.
• Оранжевый активен, и поэтому любим детьми и спортсменами.
Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.
Отклонение оранжевого цвета: переизбыток энергии, желание уединения, тишины, спокойствия, стремление к бездействию.
Ключевые значения и символика:
• движение, скорость, ритм,  радость, эмоции, чувственность, жизнерадостность, общительность, лень,  зависимость, избалованность

Психология восприятия цвета – желтый.
Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.
Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.
• Желтый цвет - самый счастливый цвет спектра, он олицетворяет тепло, оптимизм и радость.
• Желтый активно выступает в пространстве, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок.
• Желтый цвет стимулирует ясное мышление.
• Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета.
• Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.
Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем.
Отклонение желтого цвета: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений.
Ключевые значения и символика:
• солнце, день, свобода, праздник, веселье,  терпимость,  упрямство, критичность, беспокойство, предательство

Психология восприятия цвета - зеленый
Это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.
• Бледно-зеленый — успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения.
• Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости.
• Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом.
• Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах.
• Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны.
Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда: сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.
Отклонение зеленого цвета: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации.
Ключевые значения и символика:
• природа, жизнь, вера, гармония, экстравертность, естественность, доброта, мягкость,  ипохондрия, эгоизм

Психология восприятия цвета - изумрудный
Ключевые значения и символика:
• благополучие, солидность,  изоляция, требовательность, последовательность.

Психология восприятия цвета - голубой
Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.
Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.
• Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющее и умиротворяющее воздействие.
• Цвет морской волны внушает уважение, выражает лояльность, доверие, надежность и целостность.
• Голубой может раздвигать пространство, и кажется, что время в его присутствии течет медленнее.
• Во многих культурах темно-синий отождествляется с богатством, а лидеров награждают «голубой лентой».
Предпочтение голубого цвета означает стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент.
Отклонение голубого цвета: бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству.
Ключевые значения и символика:
• ветер, небо,  холод, лед, чистота, искренность, разговор, тактичность,  замкнутость, равнодушие, манипулирование.

Психология восприятия цвета - бирюзовый
Ключевые значения и символика:
• волна, лагуна,  дождь, очищение, эволюция,  изменения,  спокойствие, сдержанность, смущение, тщеславие.

Психология восприятия цвета - индиго
Ключевые значения и символика:
• мир,  глубина, видение, мудрость, тишина, спокойствие, угнетение, беспокойство, идеализм, фанатизм.

Психология восприятия цвета - фиолетовый

Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистикой. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.
Предпочтение фиолетового цвета означает стремление очаровывать, чувственность, внушаемость.
Отклонение фиолетового цвета: контроль чувствительности, стремление к порядку.
Ключевые значения и символика:
• мудрость,  духовность, мистика, вдохновение, артистизм, благородство, закон, власть, фанатизм, отчуждение,  смерть

Психология восприятия цвета - пурпурный
• Пурпурный цвет выражает власть, страсть, чувствительность и роскошь.
• Темно-сливовый цвет связан с представлениями о таинственном и духовном, он серьезен и благороден.
• Цвета лаванды и фиалки обладают романтической привлекательностью.
• В помещениях пурпурного цвета производительность уменьшается, так как этот цвет наводит дрему.
Ключевые значения и символика:
• интуиция,  вечность, царственность, богатство.

Психология восприятия цвета - розовый
• Розовый — самый пассивный из цветов — провоцирует приветливость и снижает агрессивность, как внутреннюю, так и внешнюю.
• Самый женственный цвет, розовый ассоциируется со вскармливанием и воспитанием.
• Розовый успокаивает, и считается, что он способствует пищеварению.
• Ярко-розовый, в котором гораздо больше красного, более энергичен и забавен.
Ключевые значения и символика: женское начало,  безусловная любовь, романтичность дружелюбие, доброта, женственность, легкомыслие, чрезмерная чувствительность.
Психология восприятия цвета - маджента (ярко-розовый)
Ключевые значения и символика: любовь, нежность, младенчество, мечты, стремление, интимность, ненадежность,  ирреальность.

Психология восприятия цвета - коричневый
• Коричневый — теплый, «уютный» цвет, он ассоциируется с землей, деревьями, камином и домом.
• Наблюдается тенденция покупать дорогие предметы коричневого цвета в периоды с неустойчивой экономикой, т.к. он считается вневременным.
• Этот цвет популярен в одежде, носящие ее люди считаются открытыми, надежными и искренними.
• Бумажные пакеты коричневого цвета свидетельствуют об экологической чистоте упакованных продуктов.
Ключевые значения и символика:
• почва, мать-Земля, осень,  надежность, преданность,  выносливость,  трудолюбие, скука, консерватизм, страх.

Психология восприятия цвета - серый
• Серый цвет соотносится с беспристрастностью, формализмом, высокомерием и консерватизмом.
• В отличие от коричневого, серому цвету не хватает тепла, что делает его отстраненным, торжественным, а порой и унылым.
• Серый цвет ассоциируется с мудростью и зрелостью.
• Серый металлик связан с представлениями о прогрессе, скорости и профессионализме.
• В домашней обстановке серый цвет выглядит прохладным и успокаивающим, но не располагает к дружеской беседе и возникновению аппетита.
Ключевые значения и символика:
• тень, облака,  неподвижность,  стабильность, здравомыслие,  реализм, раздвоенность,  скука,тоска.

Психология восприятия цвета - белый
• Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добро и истину.
• Хотя белый относится к нейтральным цветам, он считается холодным, так как ассоциируется со снегами и льдами.
• Белый часто используют для выражения стерильности и безопасности.
• В международном праве флаг белого цвета считается призывом к перемирию.
Ключевые значения и символика:
• свет, покой,  безмятежность, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность, отрешенность,  одиночество.
Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра.

Психология восприятия цвета - черный
Обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может тормозить принятие решение и изменения в жизни.
• Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности.
• Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение.
• В геральдике черный цвет — символ скорби.
• Черный дает ощущение веса и глубины. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета.
Предпочтение черного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность, наступление депрессии, отвержение окружающих. Иногда: выражение протеста, негативизм, агрессия, способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам.
Отклонение черного цвета: предприимчивость, смелость, умение преодолевать помехи, презрение к угрозам.
Ключевые значения и символика:
• ночь,  покой, тьма,  тайна, вызов, печаль, подавление, смерть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Цветы – это чудо природы»

Тема: "Цветы – это чудо природы" интегрированное занятие  - знакомить детей с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, краски, музыка, пластика);  - учить р...

"Цветы - это чудо природы"

Непосредственно - образовательная деятельность. Образовательные области:  познание, коммуникация, труд, художественная литература, музыка....

Презентации: "Жёлтый цвет"; "Зелёный цвет"; "Красный цвет"

Знакомство детей с жёлтым, зелёным, красным  цветами.Что бывает жёлтого, зелёного, красного цвета....

Консультация для родителей на тему: "Природа цвета или цвета Природы"

laquo;Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета... » Как рождается цвет? Благодаря свету. Чем ярче свет, тем ярче краски окружающего мира. Чем больше света, тем больше радости. Н...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Мир природы травы, растения, цветы».

Конспект занятия в старшей  группе  по ознакомлению с  природой  «Мир природы травы, растения, цветы». Программное содержание:Образовательные1.Дать представление д...