"Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения" (из опыта работы)
статья (подготовительная группа)
В статье описаны приемы работы с помощью которых можно развивать у детей мелкую моторику- а это очень важно для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_narusheniem_zreniya_iz_opyta_raboty.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (из опыта работы)
Очень важным моментом в развитии дошкольников в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Еще В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Необходимость в развитии активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
У многих детей с нарушением зрения пальцы не достаточно подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие четырехлетние дети держат ложку в кулаке, не правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, затрудняются расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Но к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц руки.
Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям сложно писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они расстраиваются, нервничают. Овладение письмом - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Понятие «мелкая моторика» означает движение рук в буквальном переводе. Им обозначается двигательная система руки, обеспечивающая умение делать точные мелкие движения. Показателями развития моторики рук являются: владение навыками зрительно-моторной координации, уровень произвольности движений, развитие двигательных качеств: точности, силы, ловкости, плавности; и т. д., координации движений обоих рук.
Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия). При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, координированных движений кисти и пальцев, наблюдается нарушение развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук. Нарушения зрения влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения заданий. У детей обнаруживается низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками чтения и письма.
Зачастую дети с нарушениями зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук и отрицательно сказывается на развитии предметно-практической деятельности.
Поэтому дети с нарушениями зрения очень нуждаются в развитии мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Каждое занятие должно включать в себя как минимум две коррекционные задачи:
1) Упражнения для рук (самомассаж, пальчиковые игры и т. д.) они необходимы для снятия напряженности мышц кисти и пальцев, развития гибкости и подвижности;
2) Знакомство детей с приёмами выполнения различных предметно-практических действий, развивающих мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, графические упражнения, штриховка, обводка контуров).
В связи с этим в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Для эффективной коррекции мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения, используются специальные коррекционные упражнения и занятия:
1) комплексы пальчиковой гимнастики;
2) упражнения с мелкими предметами: геометрическими фигурами и счётными палочками;
3) освоение графических умений (обведение по контуру, штриховка различных изображений);
4)упражнения для развития тактильной чувствительности рук;
5) овладение приемами самомассажа и расслабления;
6) использование различных мозаик, пирамидок, шнуровок, застегивание и расстегивание пуговиц, складывание из палочек, фигурок, плетение косичек, упражнений с песком, разглаживание мятой фольги и т. д.
Пальчиковая гимнастика. Оптимальным, по нашему мнению, является использование пальчиковой гимнастики вместо физкультминуток.
Такой подход позволяет:
1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
2. Развивать осязательные способности.
3. Совершенствовать внимание и память.
4. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев оказывает самомассаж. В работе используем массажные шарики, «сухой бассейн», «четки».
Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения рук, зрительного восприятия и внимания. Раскрашивание, штриховка, обводка, работа с трафаретами, калькой обеспечивает постепенность и укрепление мелкой мускулатуры кисти рук, развитие глазомера, зрительной памяти, пространственной ориентации, готовят руку к письму.
Игры-шнуровки, бусы, мозаики, мелкий конструктор, по моему мнению, снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивают фантазию. Игры-шнуровки развивают пространственную ориентацию, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».
Упражнения с палочками развивают мышечное чувство, двигательную память, пальчиковую моторику, внимание, логическое и абстрактное мышление.
При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев, наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук
Нарушения зрения влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.
Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в коррекционной работе по развитию мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаток зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Автоматизация звуков через игры, направленные на развитие мелкой моторики...
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....
Статья: Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....
Системный подход к развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Аннотация.Осязание и мелкая моторика являются необходимым компонентом человеческой деятельности, а при глубоких нарушениях зрения компенсирует его познавательные и контролирующие
Салехард, МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»e-mail: mdou 9 @edu.shd.ru. Тел./факс (34922) 4-12-76Воспитатель: Москаленко Надежда ВасильевнаСистемный подход к развитию мелкой мо...