Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме
Автоматизация звуков через игры, направленные на развитие мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvukov_na_logopedicheskikh_zanyatiyakh_posredstvom.docx | 41.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством
развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Н.Н. Шмакова,
учитель-логопед МБДОУ № 25
г. Снежинск, Челябинская область
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим, овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на практической деятельности.
Реализуя требования программ М.А.Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», Л.И.Плаксиной «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида для детей с нарушением зрения», Т.Б.Филичевой «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», были подобраны игры, упражнения, игровые приёмы по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей с патологией зрения.
Были подобраны пальчиковые гимнастики по возрастам, учитывая лексические темы недели, а также различные виды игрового массажа – с «колючими шариками», грецкими орехами, карандашами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами. Каждое утро пальчиковой гимнастике отводится время перед началом непосредственно- образовательной деятельности, а также пальчиковые игры являются частью образовательной деятельности по обучению грамоте при подготовке детей к графическим упражнениям.
Пальчиковые игры и выполнение упражнений пальчиками приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка, развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. В результате освоения упражнений пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Коррекционно-логопедическая работа по развитию мелкой моторики и графических умений и навыков для детей с нарушением зрения была начата в средней группе. Были поставлены следующие задачи:
- Формирование правильного произношения звуков родного языка.
- Развитие фонематического восприятия и мелкой моторики.
- Развитие зрительно-пространственной координации.
Учитывая специфику дошкольного учреждения, данные задачи реализовывались мною на индивидуальных и подгрупповых занятиях в игровой форме.
Для детей среднего возраста были подобраны игры, направленные на автоматизацию звуков и одновременное развитие мелкой моторики.
- «Цепочка» - ребёнок цепляет колечки, проговаривая слоговые ряды, слова с автоматизируемым звуком.
- «Бегущие шарики» - во время произнесения слов дети перекатывают шарики по цветной проволоке.
- «Заборчик», «Дорожка» - дети выкладывают поочерёдно, вертикально или горизонтально цветные счётные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
- «Лесенка-чудесенка» - по нарисованной на бумаге или сделанной из дерева лесенке, пальчики ребёнка поднимаются вверх к сказочному персонажу, проговаривая речевой материал, а затем опускаются вниз; а также ребёнок с помощью кирпичиков сам выстраивает лесенку и раскладывает картинки с заданным звуком.
- «Музыкальные кнопочки» - проговаривая речевой материал (слоги, слова) дети нажимают пальчиками на кнопочки, (кнопочки на музыкальном руле, кассе, либо на телефоне), слушая музыку или нарисованные кнопочки на листе бумаги.
- «Волшебная верёвочка» - ребёнок наматывает верёвочку или ленточку на пальчик, проговаривая слова.
- «Разноцветная полянка из пуговиц и цветов» - на лист зелёного картона, ребёнок выкладывает разноцветные пуговицы или цветочки, проговаривая звуки, слоги, слова.
- «Белые облака» - на лист синего или голубого картона ребёнок выкладывает белые пуговицы разных размеров, проговаривая слоги, слова с отрабатываемым звуком.
- «Гаечки, пуговки» - ребёнок, называя картинки, закрывает их гаечками или пуговицами.
- «Пирамидка» - ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая речевой материал.
В старшей группе была продолжена работа по развитию мелкой моторики и развитию графических навыков и умений на коррекционных логопедических занятиях. Были определены следующие задачи по данному направлению:
- Закрепление правильного произношения через специально подобранные игры, направленные на развитие мелкой моторики.
- Развитие восприятия графического изображения букв, формирование графомоторных навыков с помощью моделирования букв из подручных средств.
- Развитие зрительно-моторной координации.
На закрепление правильного произношения и автоматизацию звуков были предложены игры, направленные также на развитие графомоторных навыков:
- «Музыкальная коробочка» - ребёнок, проталкивая пуговицы или фишки в отверстие музыкальной коробочки, называет слова с отрабатываемым звуком.
- «Волшебные прищепки» - проговаривая речевой материал на определённый звук, ребёнок прикрепляет прищепки на шнурок или плоскостную фигуру – солнышко, дерево и др. Можно выполнять обратное действие – снимать прищепки.
- «Салютик» - называя слоги или слова, ребёнок отрывает кусочки от цветных бумажных ленточек, а затем сдувает их с ладошки.
- «Умные узелки» - называя или придумывая слова с заданным звуком, ребёнок завязывает узелки на шнурочке, верёвочке. Вспоминая все слова, развязывает в определённом порядке.
- «Кнопочки с фишкой» - проговаривая слова, на игровом поле ребёнок передвигает фишку, а затем нажимает кнопочки.
- «Лабиринт» - проговаривая изолированные звуки, слоги, слова, ребёнок проводит пальцем по лабиринту. Лабиринт может быть нарисован или наклеен из шнурка на картон.
В подготовительной группе работа была продолжена по данному направлению, были поставлены следующие задачи:
- Автоматизация и дифференциация звуков через игры, развивающие тонкую моторику рук.
- Предупреждение оптической дисграфии.
- Ориентировка на листе бумаги, развитие графических умений в тетрадях с крупной клеткой.
На автоматизацию и дифференциацию звуков и развитию тонких движений рук были использованы следующие игры:
- «Су-джок» - ребёнок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
- «Весёлая тропинка» - на плотный картон наклеен шнурок. Вдоль шнурка разложены картинки или силуэты предметов на автоматизируемый звук. Шагая пальчиками правой или левой руки, ребёнок называет картинки.
- «Счёты» - ребёнок произносит слова с автоматизируемым звуком, фразы, предложения, одновременно откладывая колёсики на счётах.
- «Умные бусины, гаечки» - ребёнок перебирает бусины или гаечки и нанизывает на леску или шнурок, отрабатывая слова с заданным звуком.
- «Кубик с цифрами» - ребёнок бросает кубик. Выпавшая цифра указывает сколько раз повторить слог, слово, фразу, предложение.
- «Умный карандаш» - проговаривая речевой материал, ребёнок рисует вертикальные или горизонтальные палочки.
- «Путешествие пальчиков» - на листе бумаги размечены крупные клетки.
В клетках разложены картинки или силуэты предметов на автоматизируемый
звук. Шагая пальчиками правой или левой руки по клеточкам, ребёнок называет
картинки.
Для решения специальных зрительно-коррекционных задач и предупреждения оптической дисграфии, предлагались разнообразные игры и упражнения:
- «Буквы на ладошке»
- «Воздушные прописи» - рисование букв в воздухе.
- «Узнай букву» - узнавание и обводка букв, написанных точками; а также перечёркнутых различными способами.
- «Найди букву» - педагог предлагает ребёнку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Т Г Р и закрыть фишкой.
- «Путаница» - узнавание букв, написанных с наложением друг на друга.
- «Какая буква пропала?»
- «Зачеркни букву в таблице»
- «Кроссворды и ребусы».
В процессе работы осуществляла взаимосвязь со всеми специалистами детского сада – врачом-офтальмологом, медицинскими работниками, тифлопедагогом, музыкальным руководителем, психологом, воспитателями, родителями.
Результаты работы показали положительную динамику. Пальцы детей стали сильнее и выносливее. При выполнении пальчиковых гимнастик улучшилась переключаемость движений и удержание рук в заданной позе. Дети овладели навыками печатания букв алфавита, при этом контролируя силу нажима на карандаш, неплохо ориентировались на листе бумаги.
Проводя коррекционно-логопедическую работу со слабовидящими детьми, строила процесс обучения с учётом индивидуально-дифференцированного и комплексного подхода, направленного на преодоление не только речевых, но и психофизических нарушений, а также используя здоровьесберегающие технологии в своей работе (эмоциональный настрой на занятия, физ.минутки, зрительные гимнастики, смену разных видов деятельности, и т.д.).
Таким образом, использование в работе перечисленных методов и приёмов показал их практическую значимость. В результате целеноправленной работы удалось скорректировать речевые недостатки, развить мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку дошкольников к письму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....
Статья: Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....
«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения на занятиях по художественно-изобразительной деятельности»
Данная консультация сообщает о важности развития мелкой моторики у детей с нарушением зренияя...
Системный подход к развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Аннотация.Осязание и мелкая моторика являются необходимым компонентом человеческой деятельности, а при глубоких нарушениях зрения компенсирует его познавательные и контролирующие
Салехард, МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»e-mail: mdou 9 @edu.shd.ru. Тел./факс (34922) 4-12-76Воспитатель: Москаленко Надежда ВасильевнаСистемный подход к развитию мелкой мо...