Раннее выявление особых образовательных потребностей у дошкольников
статья
В статье рассматривается вопрос раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями. Также приводятся особенности работы специалистов ДОУ с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ранее выявление детей с особыми образовательными потребностями | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Раннее выявление особых образовательных потребностей у дошкольников
В настоящее время все более актуальным становится раннее выявление детей с особыми образовательными потребностями. Согласно рекомендациям территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, оказание таким обучающимся психолого-педагогической помощи путём создания в дошкольном образовательном учреждении специальных условий на время пребывания этих детей в них, создает хорошие предпосылки для будущего успешного обучения таких воспитанников в начальной школе, своевременной коррекции нарушений развития и благополучной социальной адаптации. В связи с этим перед всеми педагогами дошкольного образовательного учреждения встает задача грамотного и своевременного проведения педагогической диагностики, и сотрудничества с родителями, оказания им консультативной помощи по вопросам быстрого прохождения территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.
Надо отметить, что ещё не все педагоги групп общеразвивающей направленности детских дошкольных образовательных учреждений к настоящему времени прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Организация переподготовки педагогов – задача, которая может быть решена на уровне субъектов РФ. Внутри дошкольного образовательного учреждения задачи по созданию специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями решает психолого-педагогический консилиум. Если ребенок с особыми образовательными потребностями начинает посещать детский сад с ясельного возраста, то первым педагогом, который выявляет его особые потребности становится воспитатель группы раннего возраста. На этапе адаптации помощь ему может оказать педагог-психолог детского сада и медицинский работник. Именно им предстоит наладить совместную работу с родителями такого ребенка, которые часто в раннем его возрасте не обращают внимания на особенности ребенка, отличающие его от других детей аналогичного возраста. Доброжелательная и заинтересованная позиция педагога может помочь родителям избавиться от сомнений, опасений и страхов, понять, что их ребенок имеет право получить своевременную психолого-педагогическую помощь и развиваться более гармонично. Конечно, у детей нормативно развивающихся, в силу разных причин, тоже может наблюдаться тяжелая форма адаптации к детскому дошкольному учреждению. Понять причины тяжелой адаптации и наметить пути помощи ребенку должен психолого-педагогический консилиум детского сада. В нашем детском саду заседание консилиума, посвященное анализу контроля адаптации вновь прибывших воспитанников, традиционно проходит в начале октября. К сожалению, часто к детскому саду тяжело адаптируются дети, которым требуются особые условия для успешной адаптации и коррекции нарушений развития.
Следующим этапом выявления особых образовательных потребностей становится контроль соответствия возрастным нормам воспитанников, которым исполняется 2,5 и 3 года. Анализ такого психолого-педагогического обследования на основе наблюдений и бесед с ребенком также проводит психолого-педагогический консилиум детского сада. В случае серьезного отставания ребенка от возрастных норм, с родителями такого ребенка также проводится консультативная работа. Её результатом, как правило, является решение родителей обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию и, по результатам ее прохождения, получить рекомендации по созданию специальных условий во время пребывания в дошкольном общеобразовательном учреждении. В случае, когда воспитанник получает статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего тяжелые речевые нарушения, как правило, место в логопедической группе компенсирующей направленности он получает, начиная со следующего учебного года. В течение текущего учебного года способы создания специальных условий для такого ребенка в общеразвивающей группе детского сада также берет на себя психолого-педагогический консилиум. Воспитатель уделяет такому ребенку дополнительное время на занятиях по развитию речи, помогает автоматизировать звуки, если ребенок занимается дополнительно с логопедом в детской поликлинике или районном психолого-педагогическом центре. К сожалению, за последнее время участились случаи проявления у детей различных коммуникативных нарушений. Понятие «расстройства аутистического спектра» становится все более распространенным. С ним сталкивается все больше педагогов и родителей. Создание особых условий для детей с такими образовательными потребностями требует существенной переподготовки педагогов, изменения мышления родителей. Однако при раннем выявлении проблемы и совместном сотрудничестве родителей и педагогов возможно наметить этапы индивидуальной образовательной траектории такого ребенка, избежать тяжелых последствий его социальной дезадаптации и вторичных поведенческих расстройств, по возможности обеспечить особые потребности такого ребенка без ущемления прав других детей.
Новые вызовы времени, а также требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования обеспечить возможность всем детям (как с обычными, так и особыми образовательными потребностями) разносторонне развиваться в дошкольном возрасте с целью достижения уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, - все это является приоритетной задачей дошкольного воспитания. Её возможно решать при условии координации усилий всех специалистов, связанных с работой дошкольных образовательных учреждений и государственной поддержки организации специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...
Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.
Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребн
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ...
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами у детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями
Уровень развития вашего малыша в раннем возрасте определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необ...
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА (ранний, дошкольный возраст))
Выступление на городском МО учителей-логопедов и дефектологов. Краткое изложение о сенсорной интеграции, о нарушениях процесса обработки сенсорной информации у детей дома ребенка и показ практич...
Программа по выявлению способностей у детей с особыми образовательными потребностями (группа компенсирующей направленности №4 для детей с НОДА)
Пояснительная запискаОдаренные дети — главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. Они и только они обеспечат модернизацию экон...