Проект по развитию мелкой моторики " Наши пальчики играют"
проект по аппликации, лепке (младшая группа)
Цель: сформировать у детей раннего возраста более высокий уровень развития мелкой моторики рук, с помощью различных видов детской деятельности: лепки, рисования, аппликации, пальчиковых игр, дидактических игр, игр с природными материалами и бытовыми предметами, самомассажа кистей рук.
Актуальность
На сегодняшний день известно, что мелкая моторика дошкольников – это совокупность скоординированных действий систем: мышечной, нервной, костной и зрительной. Способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас по большому счёту вручную не стирают, не замешивают тесто, не режут овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, сортировке овощей, фруктов. Дошкольники носят универсальную одежду: футболки, толстовки, куртки, где не надо застёгивать пуговицы. Босоножки, ботинки, сапоги, где исключено шнурование. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. А ведь ручная умелость и мелкая моторика даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности.
Известно, что в коре головного мозга близко расположены речевой и двигательный центры, отвечающие за речь и движение пальцев. Стимулируя мелкую моторику, активизируем центр, отвечающий за развитие речи. Поэтому уровень развития речи находится в непосредственной зависимости от развития тонких мышц кисти и пальцев.
Актуальность заключается в том, что уже в раннем возрасте важно развивать мелкую моторику пальцев рук, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Стимулирующие воздействие на развитие функций руки является продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование), пальчиковые игры, игры с природными материалами и бытовыми предметами. Когда мелкая моторика достигает высокого уровня развития, то соответственно активно развивается речь, память, внимание, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_melkoy_motoriki.docx | 313.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект про развитию мелкой моторики
«Наши пальчики играют»
Автор: Потехина Екатерина Николаевна
Организация: МБДОУ Беляницкий детский сад «Теремок»
Населенный пункт: Ивановская обл. д.Беляницы
Паспорт проекта
Тип проекта - познавательный, творческий, среднесрочный.
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Сроки реализации: - гг.
Цель: сформировать у детей раннего возраста более высокий уровень развития мелкой моторики рук, с помощью различных видов детской деятельности: лепки, рисования, аппликации, пальчиковых игр, дидактических игр, игр с природными материалами и бытовыми предметами, самомассажа кистей рук.
Задачи:
1. Формировать у детей раннего возраста умение производить координированные, точные, движения кистью и пальцами руки, сочетая со зрительным восприятием. Расширять сенсорные основы познания, используя органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, гибкость, ловкость движения пальцев. Связную речь, память, внимание, воображение, эстетическое восприятие, познавательный интерес, творческую активность.
3. Воспитывать усидчивость, старательность, желание выполнять работу до конца, аккуратность, коммуникабельность, отзывчивость, доброжелательность.
Средства решения задач:
- Использование научно - методической литературы.
- Изучение передового опыта.
- Игры, упражнения по развитию мелкой моторики.
- Подгрупповая и индивидуальная непосредственно образовательная деятельность.
- Взаимодействие с родителями.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Перспективный план работы по проекту;
- Картотеки пальчиковых игр;
- Пальчиковый театр.
- Картотека дидактических и подвижных игр;
- Конспекты НОД;
- Настольно-печатные игры, мозаики, деревянные вкладыши;
- Дидактические пособия «Волшебный куб», «Разноцветные ленточки»; «Нарядим елочку»;
- Раскраски, трафареты, цветные мелки и карандаши, мягкий пластилин;
- Массажные мячи, природный материал (шишки, вода, песок), крупы.
Актуальность
На сегодняшний день известно, что мелкая моторика дошкольников – это совокупность скоординированных действий систем: мышечной, нервной, костной и зрительной. Способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас по большому счёту вручную не стирают, не замешивают тесто, не режут овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, сортировке овощей, фруктов. Дошкольники носят универсальную одежду: футболки, толстовки, куртки, где не надо застёгивать пуговицы. Босоножки, ботинки, сапоги, где исключено шнурование. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. А ведь ручная умелость и мелкая моторика даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности.
Известно, что в коре головного мозга близко расположены речевой и двигательный центры, отвечающие за речь и движение пальцев. Стимулируя мелкую моторику, активизируем центр, отвечающий за развитие речи. Поэтому уровень развития речи находится в непосредственной зависимости от развития тонких мышц кисти и пальцев.
Актуальность заключается в том, что уже в раннем возрасте важно развивать мелкую моторику пальцев рук, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Стимулирующие воздействие на развитие функций руки является продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование), пальчиковые игры, игры с природными материалами и бытовыми предметами. Когда мелкая моторика достигает высокого уровня развития, то соответственно активно развивается речь, память, внимание, мышление.
Гипотеза исследования: у детей раннего возраста наиболее эффективно проходит процесс по развитию мелкой моторики рук, если он интегрируется во все виды детской деятельности, такие как:
Режимные моменты:
- Утренняя гимнастика с предметами: мячами, платочками и т.д.
Организованная образовательная деятельность:
- Непосредственно образовательная деятельность: лепка, рисование, аппликация.
- Прогулка (игры и опыты с песком, водой, природными материалами).
- Самообслуживание (застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т.д.)
- Работа с родителями (консультации, памятки).
Так же способствует этому процессу:
- Физкультминутки, динамические игры и упражнения.
- Пальчиковая гимнастика с использованием потешек, стихотворений.
- Пальчиковый театр.
- Дидактические игры и пособия с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, «липучками»).
- Игры с предметами: пирамидки, матрешки, дидактические кубы, вкладыши.
- Игры на наматывание: «Солнышко лучистое», «Разноцветные ленточки».
- Игры с природным материалом: шишками, семенами, камешками и т.д.
- Опыты и эксперементы с песком и водой.
- Игры с крупами, рисование и аппликации из круп.
- Игры с бытовыми предметами: прищепками, шнурками и т. д.
- Массаж пальчиков ладошек массажными мячиками, карандашами, шишками.
- Физические упражнения: висы и лазание (на спортивном комплексе, лесенке).
Работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста проводятся систематически, используя различные методы и приемы:
Словесные:
1. Анализ выполнения работ.
2. Объяснение способов действия.
3. Художественное слово.
Практические:
Обучение способам и приёмам инновационных техник в художественном творчестве.
Игровые:
1. Сюрпризный момент.
2. Игровые ситуации.
3. Пальчиковые игры.
4. Физкультминутки, динамические упражнения.
5. Самомассаж.
Предполагаемый результат:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня соответствующего данному возрасту.
- Пополнение предметно - развивающей среды, т. е. создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
- Создание условия для освоения детьми свойств и возможностей разнообразных изобразительных материалов и инструментов, использования традиционной, инновационной техник.
- Формирование навыков речевого общения с педагогами, взрослыми, сверстниками; навыков совместной деятельности.
- Формирование элементарных трудовых навыков, навыков самообслуживания.
- Улучшение общей двигательной активности.
- Обогащение опыта родителей необходимыми знаниями и умениями для развития мелкой моторики ребёнка, художественного творчества.
Этапы реализации проекта
I этап: организационно – информационный
Поиск, изучение и обработка информации
| - создание проблемы, постановка цели и задач; - составление паспорта проекта; - -подбор методической, познавательной и художественной литературы; - обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта (дидактических, пальчиковых игр); - составление перспективного плана мероприятий; плана проведения ООД; - выявление уровня сформированности у детей навыков продуктивной деятельности, самообслуживания и мелкой моторики в начале проекта - выявление компетентности родителей (анкетирование) и вовлечение их в процесс реализации проекта. |
|
II этап: практический
Работа над проектом (основной этап) | - работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через организацию различных видов детской деятельности; - взаимодействие с родителями по реализации проекта; - выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности, самообслуживания и мелкой моторики в конце проекта; - подведение итогов; |
|
III заключительный этап | НОД по рисованию «Подарок маме на 8 марта. Веточка мимозы». |
В результате диагностики уровня развития на начало проекта у детей показало, что высоким уровнем развития мелкой моторики рук 5 % воспитанников, со средним 25% и с низким 70 %.
Перспективное планирование проекта
Мероприятия проекта по образовательным областям | |||
№ | Название | Цель и задачи | Содержание |
Познавательное развитие
1 | Игра-эксперимент на песке «Посадим дерево»
| Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения, посредством природного материала. Формировать умение детей пользоваться совочком и формочками, набирать и утрамбовывать песок, выполнять поделки. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены. | Игра проводится на улице в песочнице. Предложить детям сделать большую гору из песка. Показать, как можно загребать песок при помощи ладоней рук или с помощью совочка. Педагог: «Давайте сделаем горку из песка. Вот какая высокая получилась!» Затем укрепить на вершине горки веточку: «А на самой вершине выросло деревце. Давайте польем его из лейки! |
2 | «Играем с песком». Экспериментирование
| Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения. Поднимать эмоциональное настроение у детей.
| Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать |
3 | Дидактическое пособие «Разноцветные ленточки» | Развивать мелкую моторику и координацию движения рук. Совершенствовать сенсорное развитие. Поднимать эмоциональное настроение у детей. Воспитывать усидчивость, умение дружно играть.
| Предложить рассмотреть пособие со всех сторон, Показать как можно с ним манипулировать: вплетать ленты в отверстия, создавая неповторимый рисунок на сетке, завязывать ленты, шнурки, плети косы. |
4 | Дидактическое пособие «Наряди елочку» | Закрепить представление о празднике Новый год, о символе праздника Новогодней елочке. Формировать умение прикреплять «украшения», используя «липучку». Развивать координацию движений и глазомер. Создавать предновогоднее настроение. | Вместе с детьми спеть песенку про елочку. Показать большую елочку из фетра без игрушек и отдельно игрушки. Предложить нарядить елочку к празднику. |
5 | Опыт «Снег. Какой он? »
| Совершенствовать мелкую моторику. Стимулировать тактильные ощущения, посредством природного материала. Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Внести в помещение емкость с чистым снегом. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь. Можно лепить небольшие фигурки. Подождать и посмотреть, что с ним случиться при комнатной температуре. |
6 | Опыт «Открываем, закрываем»
| Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения. Воспитывать познавательный интерес и любознательность. Повышать эмоциональное настроение. | Внести баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.). Вместе с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое. |
7 | Д/и «Собери овощи в корзинку»
| Развивать мелкую моторику рук и хватательные движения, учить выделять красный, зеленый, желтый цвет. Воспитывать усидчивость, старательность, желание выполнять работу до конца. | Игра проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Ребенку предлагают выбрать из всех игрушек только овощи и положить в корзинку. |
8 | Д/и «Чудесный мешочек»
| Развивать тактильные мелкую моторику и тактильные ощущения, формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик мягкий и твёрдый. Поговаривая каждый предмет, какой он. |
9 | Д/и «Разрезные картинки - Игрушки» | Развивать мелкую моторику. Формировать умение составлять целое из двух частей; развивать воображение, память. Воспитывать усидчивость, старательность. | Собрать картинку игрушки из двух частей. |
10 | Д/и «Разрезные картинки - Одежда» | Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. Воспитывать усидчивость, старательность, желание выполнять работу до конца. | Показать детям предметы зимней одежды. Побуждать правильно ее называть. Предложить собрать целую картинку из 2 – 3 частей. |
11 | Д/и «Найди прищепки» | Развивать мелкую моторику и силу рук, соотносящие движения рук; формировать навык расстегивания и застегивания прищепок. | Перед началом игры прикрепить прищепки в разных местах группы — на занавесках, на мебели, а также на одежде детей. Показать малышам прищепку и предложите поиграть. Воспитатель «Представьте себе, что прищепки — это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по комнате и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробку». |
12 | Д/и «Соберем мозаику» индивидуальная работа
| Развитие мелкой моторики Развивать умение соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным). | Выложить из мозаики узор. Предложить детям разобрать его и разложить детали в коробочки, группируя их по цветам. Следить, чтобы во время работы дети брали детали двумя пальцами. |
13 | Д/и «Послушные пуговицы» | Способствовать развитию мелкой моторики и координации движения обеих рук, глазомера, внимания и усидчивости. Развивать навыки самообслуживания. Подготовить к осваиванию самостоятельному застегиванию пуговиц. | Предложить детям игрушки из фетра с пуговичками. Необходимо к ним пристегнуть детали с петельками. Ежику - грибочки, Божьей коровке – цветочки и т. д. |
14 | Д/и «Умные шнуровки»
индивидуальная и поддгруповая | Способствовать развитию мелкой моторики и координации движения обеих рук. Развивать пространственную ориентацию. Способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу». Формировать навыки шнурования . | Предложить детям деревянные шаблоны с различных предметов, животных , также деревянные игрушки в виде ботиночка и кусочка сыра с множеством небольших отверстий. Показать как нужно продевать шнурочки в эти отверстия. |
Развитие речи и Социально – коммуникативное развитие
1 | Пальчиковая игра «Здравствуйте ребята» | Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение соотносить движения пальцев рук с текстом, побуждать повторять за педагогом движения и текст, развивать речь детей. Воспитывать желание играть вместе с детьми и педагогом. | Пальцами правой руки по очереди здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
|
2 | Пальчиковая игра «Осень» | Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность кистей рук. Активизировать познавательные интересы. Уточнять и систематизировать экологические знания детей;
| Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх. Затем медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз. Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку. |
2 | Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья» | Развивать мелкую моторику рук и речь детей. Продолжать формировать умение соотносить движения пальцев рук с текстом игры, побуждать повторять за педагогом движения и текст. Уточнять и систематизировать экологические знания детей.
| Плавными горизонтальными движениями рук «разбрасываем листья». Затем вертикальными движениями их «разукрашиваем. Шагаем пальчиками и «собираем» букет из листьев. Загибая пальчики – перечисляем от какого дерева листочки. |
3 | Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим».
| Развитие мелкой моторики рук. Продолжать формировать умение координировать движения с речью, развивать речь детей. Воспитывать желание играть вместе с детьми и педагогом. | Движения ладонями вверх, вниз, поглаживание подушечек пальцев, потираем кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки. |
4 | Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке» | Развивать мелкую моторику и речь, побуждать повторять движения в соответствии с текстом игры. Создавать хорошее настроение. Закрепить название лесного животного- белки. | Совершаем хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга. Затем загибаем пальчики, начиная с большого. Завершаем хлопками ладошек и ударами кулачков друг о друга попеременно. |
5 | Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять» | Продолжать формировать умение соотносить движения пальцев рук с текстом игры, побуждать повторять за педагогом движения и текст, развивать мелкую моторику и речь детей. Закрепить признаки зимы и зимние забавы. | На Раз, два,…пять, загибать пальчики. Затем пальчики шагают, далее имитация движений: лепка снежной бабы, катания с горки и кормление птиц. Затем ладошки стряхивают снег. |
6 | Пальчиковая игра «Елочка» | Развивать мелкую моторику и речь, побуждать повторять движения в соответствии с текстом игры. Создавать новогоднее настроение. | Пальцы рук переплетаются, из больших пальцев получается верхушка «елочки». Сжимаем кулачки вверх, вниз. Затем делаем «шарики» из пальцев вверх и вниз. В конце ладони сложены, пальцы расправлены и указательные пальцы стоят на столе. |
7 | Пальчиковая игра «Замок» | Продолжать формировать умение соотносить движения пальцев рук с текстом игры, побуждать повторять за педагогом движения и текст, развивать мелку. моторику и речь детей. | Соединить пальцы рук в «замок». Постучать по столу сомкнутыми в замок руками. Круговые движения сомкнутыми руками. Сначала покрутить сцепленными в замок кистями, затем потянуть руки в разные стороны. Расцепить пальцы |
Художественно – эстетическое развитие
1 | Рисование Тема «Осенние листочки»
| Закреплять знания детей об осени, об окраске осенних листьев. Формирование правильной позиции руки при рисовании и умения заштриховывать шаблон листа, не выходя за контур. Закреплять основные цвета: жёлтый, красный. Развивать мелкую моторику рук. Развивать интерес к рисованию. Воспитывать эстетические чувства. Умение замечать красоту осенних деревьев. | Поиграть в «листопад». Рассмотреть осенние листья, отметить их красоту и разнообразие расцветки. Предложить шаблоны кленовых листочков и мелки желтого, красного цветов. Предложить детям разукрасить листочки восковыми мелками. Прикрепить листочки на «дерево», нарисованное на плакате |
2 | Лепка Тема «Кисть рябины»
| Познакомить с нетрадиционной техникой лепки - пластилинографией. Формировать умение детей действовать по показу - отщипывать кусочек пластилина, скатывать маленький шарик и методом сплющивания прикреплять на шаблон – ягоды рябины. Развитие мелкой моторики рук. Закрепить представления о рябине. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. | Предложить рассмотреть веточку рябины. Прочитать стихотворение «Стройная рябина». Провести физминутку «Рябину ветер раскачал». Отметить сходство полученных веточек с настоящей веткой рябины. |
3 | Рисование пальчиками Тема «Дождик» | Способствовать развитию мелкой моторики рук. Формировать умение детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками. Закреплять умение узнавать и называть синий цвет. Дать элементарные представление о природном явлении – дожде. Воспитывать аккуратность в работе с красками. | Прослушать аудиозапись со звуками дождя. Игра «Дождик» с зонтиком. Показ воспитателем приемов работы и самостоятельная работа детей. Физкультминутка «Лужи мы обойдем» |
4 | Рисование ладошками Тема «Подарок на День мамы»
| Развитие мелкой моторики Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования – отпечатком ладошки. Формировать умение наносить краску на ладошку и оставлять отпечаток (рыбка) Закрепить название Цветов – красный, желтый. | Предложить детям приготовить подарок маме на праздник – «золотую рыбку». Помочь нанести краску на ладошки и на лист бумаги аккуратно оставить свой отпечаток ладошки, пальчиками в бок. |
5 | Рисование пальчиками Тема «Игрушка на елку»
| Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки. Расширять знания о Новом годе, о символе праздника украшенной еле. Закрепить знания цветов, формы. Воспитывать аккуратность и усидчивость. | Педагог показывает детям елочку, напоминает, что скоро праздник. Предлагает разукрасить шарики и нарядить ими елочку. |
6 | Лепка Тема «Снегопад» | Закреплять умение детей раскатывать пластилин круговыми движениями между ладоней. Формировать умение надавливать на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе, учить замечать ее красоту зимой. | Сюрпризный момент пришла в гости обезьянка из Африки, которая никогда не видела снега. Предлагает показать ей какой бывает снежок. Дети лепят маленькие снежки и рисуют ими на картоне «снегопад». |
7 | Рисование на столе с песком Тема: «Зимние узоры» | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на песке. Развивать мелкую моторику, воображение. | Берем стол с песком. Сначала взрослый рисует на столе линии, а ребенок повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко. |
8
| Аппликация Тема «Лесной ежик» (из семян подсолнечника и пластилина)
| Познакомить с приѐмами изготовления ѐжика из пластилина и природных материалов – семечек. Развивать мелкую моторику, творческое воображение. Закрепить знания о животных; Воспитывать аккуратность, усидчивость.
| Предложить детям слепить ежиков. Раздать основу для создания пластилиновой картинки – изображение контура ежика без иголок. Предложить детям размазать на картонную основу пластилин серого цвета, на которой изображен контур ежика. Вместо глазок нужно поставить горошинки, а колючки сделать из семечек подсолнечника. |
9 | Пластилинография «Покормим птичек на кормушке» | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой лепки - пластилинографией. Формировать умение детей действовать по показу - отщипывать кусочек пластилина, скатывать маленький шарик и методом сплющивания прикреплять на шаблон – птичью кормушку. |
|
10 | Рисование крупой Тема «Подарок маме на 8 марта. Веточка мимозы»
Итоговое занятие | Создание открытки в подарок маме. Формировать умение детей создавать живописную композицию - веточку мимозы, используя технику - рисование крупой. Приучать использовать в работе клей. Закреплять знание основных цветов: жёлтого, зеленого. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать тактильные ощущения. Развивать интерес к рисованию. Воспитывать любовь к маме и желание делать для нее подарки. Воспитывать аккуратность и усидчивость.
| Напомнить детям какой скоро праздник и предложить приготовить подарок для мам. Рассмотреть иллюстрацию с веточкой мимозы. И показать как можно ее нарисовать с помощью кукурузной крупы. |
Физическое развитие
1 | Самомассаж ладоней и пальцев рук мячиками – ежиками. | Развивать общую и тонкую моторику рук, координацию движений. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Активизировать речь, расширять словарный запас. Создание положительного эмоционального настроя в группе. | Совершать массажные движения по ладоням и пальцам рук, соотнося их с текстом сказки. По тропинке по дорожке топают к нам чьи то ножки. (Ударяем мячиками по коленкам) Это ежик, посмотри. (Показываем на открытой ладошке) На спине иголки. (Катаем в раскрытых ладошках) Очень, очень колкие. (Указательными пальцами надавливаем на каждую иголку) Ежик выбился из сил — яблоки , грибы носил. Мы потрем ему бока — надо их размять слегка. (Потираем «бока » ладошкой) А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко. (пальцами гладим внизу мячика) Еж в лесочек убежал и «Спасибо» пропищал. (Прячем за спинку) |
2 | Катание (массаж) ладошкой карандашей по столу и между ладоней. | Улучшить координацию движений кисти, способствовать развитию речи, творческой деятельности. Способствовать развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учить улавливать ритм речи. | Проговаривая потешку совершать катание карандаша по столу, затем между ладошек. Педагог побуждает детей повторять слова потешки вместе за ним. |
3 | Физкультминутка «Ежик»
| Снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью. | Жил в лесу колючий еж. Был клубочком и без ножек. (Дети обнимают себя за плечи) Не умел он хлопать - Хлоп, хлоп, хлоп (Хлопают в ладоши) Не умел он топать — Топ-топ-топ. (Топают) Не умел он прыгать — Прыг — прыг — прыг.(Прыгают) Только носом двигать — Шмыг, шмыг, шмыг. А ребятки в лес пришли. Научили хлопать - Хлоп, хлоп, хлоп (Хлопают в ладоши) Научили топать — Топ-топ-топ. (Топают) Научили прыгать — Прыг — прыг |
4 | Физкультминутка «Дождик» | Развивать двигательную активность детей. Формировать умение соотносить слова с текстом. Совершенствовать координацию движений. Уточнять и систематизировать экологические знания детей. | Дети прыгают на месте, хлопают в ладошки. Остановка и повороты, руки на поясе. Затем руки вверх наклоны в стороны. Руки вверх «фонарики». |
5 | Физкультминутка «Мишка» | Развивать двигательную активность детей. Формировать умение соотносить слова с текстом. Совершенствовать координацию движений. Учить имитировать движения медведя. | Имитация движений, как мишка карабкается на дерево. Смотрит вдаль – ладошка козырьком у лба. Соединить руки над головой как у домика крыша. Повороты головой вправо – влево.. |
Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей «Что такое мелкая моторика?»
| Провести анкетирование с целью выяснить такие вопросы: Что такое мелкая моторика? Как развивать мелкую моторику? Для каких целей необходимо ее развивать? Что они делают в домашних условиях для развития мелкой моторики своих детей. |
Консультация «Что такое мелкая моторика» | Раскрыть понятие мелкой моторики; раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи; сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте. |
Консультация «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей» | Дать родителям воспитанников представление о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей. Порекомендовать родителям дидактические игры для развития мелкой моторики.
|
Подготовка для родителей памятки «С пальчиками играем – ум развиваем» | Помочь родителям организовать работу, направленную на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях; научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке; показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики. |
Результаты проекта.
В процессе работы над данным проектом с целью развития мелкой моторики рук детей раннего возраста, мы добилась определенных результатов. После повторного выявления уровня развития мелкой моторики в конце проекта прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. С высоким уровнем развития 36 %, со средним 60 % и с низким 4 % воспитанников.
Кисти и пальцы рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В продуктивной деятельности дети демонстрируют большую включенность в процесс, заинтересованность в получении хорошего результата. Дети ознакомлены с нетрадиционными методами рисования и лепки. Были разучены пальчиковые игры.
Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей как речь, память, внимание, воображение. Способствовали воспитанию эстетического восприятия, познавательного интереса, любознательности и творческой активности. Воспитанники стали более аккуратны, усидчивы, старательны, проявляли желание выполнять работу до конца.
Отношения педагогов с детьми улучшились и стали более доверительными.
За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, Они стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка.
Развивающая предметно – пространственная среда была обогащена различными дидактическими играми и пособиями. Были разработаны и составлены картотеки пальчиковых игр и гимнастик по различным темам, картотеки физкультминуток и динамических пауз. Разработаны консультации для родителей по теме развития мелкой моторики..
Таким образом, задачи исследования решены, были сделаны выводы, ожидаемые результаты выполнены.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста;
• Продолжать пополнение предметно – развивающей среды дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий в своей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию мелкой моторики "Наши пальчики играют"
конспект занятия по развитию мелкой моторики для средней группы...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Тренируем пальчики–развиваем речь»
laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая ...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в средней группе
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга...
Проект по развитию мелкой моторики "Наши пальчики"
Проект «Наши пальчики»2-й младшей группына 2021-2022 учебный год...
Проект по развитию мелкой моторики "Веселые пальчики"
Родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обра...
Проект по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики". Первая младшая группа.
Тип проекта : Практический, краткосрочный.Участники проекта : дети первой младшей группы, родители, воспитатели 1 младшей группы.Актуальность проблемы:Уже давно ни для ко...
Проект по развитию мелкой моторики "Волшебные пальчики" для детей 2-3 лет
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.Происходящие изменения в обще...