Условия формирования мотивации к познавательной деятельности в дошкольном возрасте
статья (младшая группа)

Косова Светлана Анатольевна

Условия формирования мотивации к познавательной деятельности в дошкольном возрасте

 

Дошкольный период является сензитивным для развития всех сфер личности. То есть является периодом наивысших возможностей для эффективного развития. В этом возрасте закладываются основы всего познания, получает свое развитие кругозор, познавательные процессы и мыслительные операции дошкольников. Происходит развитие познавательной активности и мотивации детей.  Формирование способности к самостоятельному познанию является одной из приоритетных задач деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций.

В период дошкольного детства активно происходит трансформация мотивации. Влияют на мотивацию различные факторы достижений: это позитивные и негативные моменты, которые могут быть связанны с успехами и неудачами, с которыми ребёнку приходиться сталкиваться в его повседневной жизни и во всех видах деятельности. Дети младшего дошкольного возраста как-то легче, как правило, относятся к фактору неудач, а вот у детей среднего дошкольного возраста возникают самые настоящие переживания по этому поводу.

Для младшего дошкольника каждая пережитая неудача оказывает всегда отрицательное влияние на его деятельность и её результат, тормозит её продолжение и отрицательно влияет на проявление настойчивости. А вот успех, наоборот, всегда влияет на работу ребёнка в положительном ключе.

Для старшего дошкольника успех, которого он когда-либо достиг, остается продолжительное время сильным стимулом. Но тем не менее, для многих детей этого возраста и неуспех начинает побуждать к развитию активной деятельности. Ведь большинство детей после неудачи не намеренны опускать руки и сдаваться, а пытаются с ещё большим рвением преодолеть трудности, которые у них возникли и добиться-таки желаемого результата.

Индивидуальная мотивационная система ребенка начинает как раз закладываться в дошкольном возрасте, мотивы начинают приобретать относительную устойчивость. Эти относительно устойчивые мотивы обладают различной значимостью и силой для ребенка. Среди мотивов выделяются доминирующие, те, что преобладают в развивающейся мотивационной системе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия формирования мотивации к познавательной деятельности в дошкольном возрасте

Дошкольный период является сензитивным для развития всех сфер

личности. То есть является периодом наивысших возможностей для эффективного развития. В этом возрасте закладываются основы всего познания, получает свое развитие кругозор, познавательные процессы и мыслительные операции дошкольников. Происходит развитие познавательной активности и мотивации детей.  Формирование способности к самостоятельному познанию является одной из приоритетных задач деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций.

В период дошкольного детства активно происходит трансформация мотивации. Влияют на мотивацию различные факторы достижений: это позитивные и негативные моменты, которые могут быть связанны с успехами и неудачами, с которыми ребёнку приходиться сталкиваться в его повседневной жизни и во всех видах деятельности. Дети младшего дошкольного возраста как-то легче, как правило, относятся к фактору неудач, а вот у детей среднего дошкольного возраста возникают самые настоящие переживания по этому поводу.

Для младшего дошкольника каждая пережитая неудача оказывает всегда отрицательное влияние на его деятельность и её результат, тормозит её продолжение и отрицательно влияет на проявление настойчивости. А вот успех, наоборот, всегда влияет на работу ребёнка в положительном ключе.

Для старшего дошкольника успех, которого он когда-либо достиг, остается продолжительное время сильным стимулом. Но тем не менее, для многих детей этого возраста и неуспех начинает побуждать к развитию активной деятельности. Ведь большинство детей после неудачи не намеренны опускать руки и сдаваться, а пытаются с ещё большим рвением преодолеть трудности, которые у них возникли и добиться-таки желаемого результата.

Индивидуальная мотивационная система ребенка начинает как раз закладываться в дошкольном возрасте, мотивы начинают приобретать относительную устойчивость. Эти относительно устойчивые мотивы обладают различной значимостью и силой для ребенка. Среди мотивов выделяются доминирующие, те, что преобладают в развивающейся мотивационной системе.

У кого-то из детей доминирует эгоистическая мотивация, когда ребенок всё время стремиться быть первым и неустанно соперничает с другими детьми, даже там, где соперничества и нет.

А есть такие дети, которые, наоборот, стремятся помочь всем и каждому, во всём угодить другим. Общие интересы группы, общие радости для таких детей будут первостепенными. Это является примером альтруистической мотивации.

Для третьего типа сильным оказываются мотивы достижения успеха, и появляются широкие социальные мотивы. Для таких детей важно каждое требование и наблюдение воспитателя. При таком мотиве все, что делает ребенок, должно быть выполнено старательно, под четким руководством взрослого, с дальнейшими указаниями и оценками.

У детей раннего возраста все их требования и желания являются одинаково сильными. Каждое желание ребёнка становится мотивом, который, в свою очередь, направляет и определяет его поведение. Младшие дошкольники относительно легко могут принять решение, если из нескольких предметов нужно будет выбрать один. Очень скоро дети уже смогут подавлять свои определённые побуждения, благодаря более сильным мотивам, так называемым “ограничителем”.

Взрослым необходимо помнить, что самым сильным мотивом для дошкольника является поощрение, более слабым – наказание, что касается собственного обещания ребенка – то это один из самых несущественных и слабых мотивов. Поэтому просить от ребенка дошкольного возраста обещания не делать что-то бесполезно, так как все обещания, как правило, не выполняются. И есть очень большая вероятность навредить такими требованиями, потому что подкрепляют собой нехорошие личностные качества, черты, такие как инфантильность, необязательность и так далее.

А самым слабым мотивом является запрещение, которое не усиливается какими-либо другими мотивами. Но почему-то многие взрослые ошибочно считают, что мотив запрета самый сильный.

В начале побуждения ребенок сдерживается присутствием взрослого или других детей. Ребенку просто необходимо, чтобы кто-то из посторонних контролировал его поведение. И уже, по мере развития ребенок начинает сдерживать себя сам воображаемым контролем: возможно это образ другого человека, допустим воспитателя или одного из родителей, кого-то из тех, кто помогает ему в определённые моменты контролировать своё поведение. За счет развития механизма соподчинения мотивов старшим дошкольникам становится намного легче ограничивать свои желания, чем младшим.

Родителям и педагогам следует помнить, что самые благоприятные условия для формирования у ребенка правильного поведения и повышение мотивационной готовности к познанию создаются в сюжетно- ролевых играх. Далее идёт обращение к произведениям искусства и чтение художественной литературы. Книга вообще является уникальным источником детской деятельности в познании окружающего мира. Потом идёт художественно-эстетическое развитие, которое всегда является для ребёнка маленькой игрой, помогающей в развитии воображения, вызывающее положительные эмоции. Далее в ход идёт устное народное творчество (фольклор), которое является богатейшим источником и нравственного, и познавательного развития, помогая заложить правильный фундамент на всю жизнь.

Неприемлемо равнодушно и пренебрежительно относится к вопросам детей, насмехаться как над самими вопросами, так и над детьми, которые их задают, а также отмахиваться небрежными или неверными ответами. Это может пресечь любопытство еще в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы. Но для них это естественно, увидев какой-нибудь предмет, сразу спрашивают: а что это такое? А зачем? А почему?

Иногда можно не сразу отвечать на вопрос ребёнка, а предложить крохе самому разобраться с поставленным вопросом, или предложить найти ответ на него вместе. Направьте ребёнка, обратив его внимание на детали, которые он сам не может выявить. Так же можно задать ряд встречных наводящих вопросов.

Еще В.А. Сухомлинский считал, что «Всё, что перестает удаваться, перестает и привлекать». Очень важно для детей создавать ситуации, в которых есть возможность пережить ими радость достижения, то есть создавать ситуации успеха. Что бы ребёнок мог почувствовать и осознать свои способности.

Стоит организовывать экспериментирования, где ребёнок может получать радость от открытия, узнавая окружающий мир, что в свою очередь вызывает потребность и интерес продолжать открывать мир самому.  

Использование познавательных игр (головоломок). Любая головоломка несёт в себе умственную нагрузку, при этом замаскирована под привлекательную внешне задачу. Это помогает развить гибкость мышления и борется со стереотипностью полученного опыта.

Использовать активно соревновательные элементы, эстафеты. К таким играм дети в принципе проявляют повышенный интерес. А они очень способствуют активизации познавательной деятельности участников.

Ещё можно специально нарушать привычную организацию познавательной деятельности, добавлять определённые препятствия, давать свободу самостоятельного выбора способов реализации деятельности.

Так же можно воспользоваться такой формой игры, как квест, их проводят и в различных музеях, их можно организовать самостоятельно. Они развивают логику и внимание, учат принимать решения и работать в команде.

Одной из актуальных форм в контексте решения задач познавательного развития детей в образовательном учреждении являются нано-экскурсии (проводятся при помощи электронного микроскопа и большого экрана), ориентированные на ознакомление детей с разными сторонами действительности. Нано-экскурсии обладают весомыми возможностями в органичной для ребенка наглядной среде проявлять познавательную активность, удовлетворять познавательные потребности, стимулировать появление устойчивых интересов и мотивации познания воспитанников.  

Основная задача развития познавательной мотивации – дать ребенку возможность выбирать сферу умственных усилий, ставить себе цель и найти свой путь её реализации. Всегда необходимо пополнять образовательное пространство дошкольного учреждения.  И самое главное, чтобы условия формирования мотивации к познавательной деятельности соответствовали возрасту ребёнка и его интересам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста

Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и по...

Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста

Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности......

Консультация "Народная кукла как средство формирования потребности в познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Выступление на МО воспитателей и специалистов "Этнопедагогика в современной воспитательной системе"...

Мотивация к познавательной деятельности детей дошкольного возраста

В данной презентации представлены теоретические вопросы о том что такое мотивация, её виды и цели в работ с дошкольниками.В интересной и красочной форме рассказано как в работе с детьми приминяется Те...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...