СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzh-rol_igra.docx226.52 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

1399289_1.jpeg

Семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. Выявлено, что у детей дошкольного возраста представления о семье отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с кризисными явлениями в современной семье. Также исследователи отмечают, что такие представления негативно сказываются на развитии ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи, сопряжены с неблагоприятным эмоциональным фоном для формирования личности.

Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы личности, его гендерной принадлежности и семейные ценности. Дошкольный возраст сопровождается расширением представлений детей о себе, как о части общества, что способствует формированию активной жизненной позиции.

Поэтому возникает необходимость формирования данных представлений осознанно и целенаправленно. Именно дошкольные образовательные учреждения вынуждены брать на себя данную работу по формирование представлений о семье.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью.

Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно - ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими, игровых воображаемых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно – ролевая игра имеет социальную природу и строится на развивающем представление ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, ценности жизни и деятельности родителей, взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Поэтому сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством формирования представлений о семьи у дошкольников.

В процессе организации игровой деятельности происходит формирование представлений о семейных ролях у детей дошкольного возраста. С этой целью в дошкольных учреждениях используются сюжетно-ролевые и дидактические игры. Цикл сюжетно-ролевых игр включает в себя такие игры как: «Семья», «Мама, папа и я», «Печем пирожки», «Ждем гостей», «Семейная гостиная», «Купание куклы», «Семейные праздники», «Мама готовит обед», «Приезд бабушки», «Юбилей мамы», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение обязанностей» и др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье.В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих близких так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.

Подобранные игровые действия способствуют расширению представлений о семье, о ее важности в жизни каждого человека, а также установление более теплых взаимоотношений между ее членами. Знания о своей семьи помогают детям стать уверенными, а тем самым это помогает им в будущем. Чем больше детям дошкольного возраста будут даваться знания об особенностях взаимоотношений в семье, тем лучше у них будет складываться представления о будущей семье. После систематического использования игровой деятельности представления о семье становится более полными. Дети учатся раскрывать понятие «семья», с удовольствием рассказывать о своей семье, о деятельности родителей и о семейных традициях, атак же знают о своих будущих семейных обязанностях. Немало важно использование игры совместно с родителями, которые позволят понять ребёнку, что он часть семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, семейным традициям. Так же результатом игровой деятельности является создание целостности представлений о семье и о внутрисемейных отношениях, в том числе и детско-родительских отношениях.

Таким образом, можно сделать вывод, что для ребенка важно, как он представляет свою семью. Знания, которые дети получают в дошкольном возрасте, учат их понимать и строить здоровые отношения и семью в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народных традиций, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Психолого - педагогическая работа по формированию представлений о семье у детей экспериментальной группы осуществлялась в рамках краткосрочного проекта «Моя семья»....

Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитательная ценность хороводной игры общепризнана в педагогике. Велико значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном разв...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...