Что нужно знать о наказаниях
консультация

Синельникова Екатерина Александровна

Как научиться реагировать на детские капризы правильно, чтобы избежать ссор, слёз, конфликтов и наказаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nuzhno_znat_o_nakazaniyah.docx56.06 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАКАЗАНИЯХ

Как научиться реагировать правильно, чтобы избежать ссор, слёз, конфликтов наказаний и, как следствие, ухудшения отношений между детьми и родителями не только в настоящее время, но и в будущем?C:\Users\12\Desktop\0f9f84770db4d7fa7d7dfab1509676a0.jpg

Почему вы решили наказать своего ребенка? Задумайтесь – хотите ли вы сделать это от обиды, со зла, рассердившись и желая отомстить, или чувствуя свою беспомощность от невозможности повлиять на ситуацию? Остановитесь, успокойтесь и подумайте над своей сиюминутной реакцией.

         Спросите себя:

- Почему мой ребенок поступает так, а не иначе?

- Чего я хочу добиться наказанием?

- Какие выводы сделает ребенок для себя?

- Как это поможет воспитанию?

Наказание – это процесс, который всегда должен окончиться примирением взрослого и ребенка, а смысл наказания сводится к погашению конфликта. Наказание предполагает, что ребенок должен обдумать своё поведение и сделать выводы на будущее. Существует ли «идеальный способ», который поможет ребенку осознать свою вину и не допустит ухудшения ситуации, затяжного конфликта, боязни и недоверия? Осуждение – наиболее «мягкий» способ наказания, который действует на совесть ребенка. В этом случае главное – дать оценку именно проступку малыша («ты поступил плохо, когда сделал это»), а не ему самому («ты не хороший, потому что сделал это».)

Разговор о проступке лучше всего отложить на то время, когда вы успокоитесь, чтобы «сгоряча» не наговорить лишнего.

Учимся договариваться!

Разговор с ребенком должен происходить в спокойном тоне и на одном уровне, «глаза в глаза», то есть вы не должны возвышаться над ребенком.

Поинтересуйтесь мнением ребенка: «Как ты думаешь, что именно ты сделал не так? Почему это плохо, некрасиво? Почему так нельзя делать?»

Когда вы обсудите произошедшую ситуацию, постарайтесь вместе найти варианты «правильного» поведения в подобной ситуации, которая может произойти в будущем.

Всегда и во всем проявляйте уважение, предоставьте ему самому оценить последствия («если я буду долго смотреть мультики, то не успею погулять»).

Добавление действий должно быть доступным для ребенка. Слишком сложное действие («разлил чай на кухне – мой полы во всей квартире») малыш воспринимает как наказание, а не как способ исправления своей ошибки.

Последствия должны иметь соответствие с ошибкой ребенка. Если он устроил беспорядок, то должен найти время, чтобы устранить его, лишив себя другого, более интересного дела. Если он испортил какую-нибудь вещь, то ему нужно её починить или отдать свою, аналогичную.

По возможности избегайте говорить ребенку «нельзя» в тех случаях, когда, в принципе всё-таки «можно». Слишком часто мы произносим «нельзя» по поводу того, что не очень важно.

Задумайтесь: «Что для меня важнее – позволить ребенку познать или сохранить в доме порядок?». Вместо того чтобы сказать: «Нельзя рисовать на обоях!», скажите: «Обои не для того, чтобы на них рисовать. Давай возьмем бумагу, прикрепим ее к стене – и можно будет рисовать!». Вдруг ваш ребёнок будущий художник!

Малыш должен по вашей интонации понять, что вы действительно огорчены его проступком, поэтому ни в коем случае не говорите со злостью, резко или грубо.

Используйте именно такие выражения, которые помогут вашему ребенку понять ваши чувства, делая упор на неправильном действии: «Я думала, ты хочешь помочь мне убрать игрушки, а ты, наоборот, разбросал их и не собираешь. Меня очень это огорчило»; «Я так расстроена тем, что ты не поздоровался и не поговорил с бабушкой, когда она пришла к нам в гости. Ведь и бабушку ты тоже этим обидел».

Наказывая ребенка, родители должны, открыто показывать, что им это тоже неприятно, и обязательно должны дать понять, что несмотря ни на что любят его, ведь ребёнку одинаково нужны и дисциплина, и любовь.

Правила для наказания «без страдания».

Наказываем без посторонних. Порицание, наказание «наедине» не влияет на самооценку малыша, не унижает ребенка в присутствии других людей, особенно сверстников.

Наказываем сразу. Сообщив ребенку о наказании, не откладывайте его. Ожидание расплаты так пугает ребенка, что он может сам причинить себе вред.

Обосновываем запреты. Запрещая что-либо ребенку, объясните ему, почему это нельзя делать, к чему это может привести. Если только запрещать, не разъясняя при этом, какое поведение считается правильным, ребенок не поймет, как ему себя вести. Это плохо влияет на самостоятельность и независимость малыша.

Подаём пример. Родители, их поведение – самый главный и безусловный пример для ребенка. Поэтому, если вы что-либо запрещаете своему ребенку, обязательно придерживайтесь этих правил сами.

Используем точное время. Ребенок точно должен знать, сколько будет длиться наказание. Лишение и ограничение, высказанное в виде «Ты больше не будешь смотреть телевизор», может быть воспринято малышом как «навсегда». А это уже слишком!

Если же вам часто приходиться наказывать ребёнка и конфликты возникают из-за одних и тех же проступков – ищите причину. Может вы слишком сильно контролируете малыша, не даёте ему возможность проявить самостоятельность, не помогаете расти и развиваться? Ни один ребенок не может быть всегда послушным и «правильным». И это хорошо, потому что «втихую» проявлять свою неповторимую, уникальную личность просто невозможно!

Когда вы с ребенком не хотите допустить конфликт, договоритесь о напоминании! Допустим, вы замечаете, что малыш начинает безосновательно требовать чего-либо, или, наоборот, ваш ребенок заметил, что вы злитесь и готовы вот-вот сорваться на крик – покажите друг другу условный знак, скрытый и непонятный для других. Придумайте такой знак вместе – например, определенная комбинация пальцев, подмигивание или какое-либо положение рук. Это очень простой способ помочь друг другу избежать ссор, слёз и наказаний.

Когда нельзя наказывать!

Когда ребенок болен, испытывает какие-то недомогания или еще не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, реакции непредсказуемы.

Когда малыш кушает, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

Сразу после физической или душевной травмы, даже если в этом виноват он сам, нужно, по крайней мере переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать).

Когда ребенок не справился со страхом, с невнимательностью, излишней подвижностью, любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляется неспособность, неловкость, глупость, - неопытность – короче, во всех случаях, когда что-то не получается.

                                                            Консультацию подготовила:

                                                                педагог-психолог МДОАУ №3

                                    г. Оренбурга

                                              Синельникова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

Консультация для родителей "Нужны ли детям наказания?"

В консультации обсуждаются вопросы о поощрении и наказании детей дошкольного возраста родителями....

конспект организованной образовательной деятельности на тему "Правила нужно знать, правила нужно соблюдать"

Показать детям в игровой форме основные правила безопасности на улице. Формировать навык внимательного и осознанного поведения на улице. Закрепить знания детей о местах опасных для детских игр, о прав...

Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...

Что нужно знать родителям о наказании

Пытаясь корректировать поведение ребенка, родители чаще всего прибегают к наказаниям, даже не всегда это четко осознавая. Так, например, замечание может не восприниматься родителями, как "наказан...

Консультация для родителей дошкольников «Что нужно знать и что нужно рассказать своим детям»

Из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к ...