ПРОЕКТ ТЕМА: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
проект (средняя группа)
ПРОЕКТ
ТЕМА: «Приобщение детей
к истокам русской народной культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosultatsiya_poslovitsy_i_pogovorki.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Буратино» ПРОЕКТ ТЕМА: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Составители: воспитатели средней группы Игошина Е.П. Силянкова Н.А.
гор.Мегион 2020 год |
Цель проекта: 1. Развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям. 2. Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности
Задачи проекта:
Назначение музея в группе: - Расширяет представления детей об окружающем мире. - Вызывает интерес к историческому прошлому нашей родины. - Помогает легко и непринужденно познакомить детей с народной культурой. - Помогает понять фольклорные сказки, многие реалии которых давно уже ушли из жизни не только современных детей, но и их родителей. - Способствует взаимодействию с семьями для обеспечения полноценного развития детей. Ожидаемые результаты проекта: - дети получат об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве; - познакомятся со старинными предметами домашнего обихода; - обогатится словарный запас названиями предметов русского быта; - дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции; - будет создан мини-музей «Русская изба». - воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям. Этапы реализации проекта |
I этап – подготовительный. (сентябрь-ноябрь) 1 Формулирование цели и определение задач. 2 Составление плана основного этапа проекта. 3 Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта. 4 Подбор материалов по теме проекта. 5 Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта. 6 Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры. 2 этап. Реализация проекта (ноябрь-январь) Предметно-развивающая среда с целью ознакомления детей с русской народной культурой:
Формы работы по приобщению к истокам русской народной культуры:
Беседы с детьми:
Знакомство с народными промыслами (гжель, хохлома, дымковская игрушка, матрешка) |
Чтение произведений русского фольклора: Сказки, былины, небылицы:
Музыкальный репертуар: Песенки:
Заклички:
Календарные обрядовые песни:
Упражнения: «Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева (вариации на рус. народную мелодию «Из под дуба, из под вяза»); |
Танцы и пляски:
Хороводы:
Инсценировка сказки:
Игра на детских музыкальных инструментах:
Народные подвижные игры:
Разучивание считалок Изобразительная деятельность: Тематические выставки детского творчества Рисование:
«Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи); | |
Лепка:
Аппликация:
Взаимодействие с родителями
Заключительный этап (май 2020г.) 1. Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки» в мини музее «Русская изба» 2. Презентация проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 3. Систематизация материалов. Приоритетные направления деятельности: 1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. 2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. 4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством. В программе для успешной реализации её на практике предусмотрены организационные и методические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематический годовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Используемая литература
4. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г. 5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г. 6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г. 7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры.
Это выступление на ГМО...
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Доклад на конференции...
Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)
знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Эта статья была подготовлена на педагогическую конференцию в 2012 году...
«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...