Квест – игра для родителей и детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Гордиевская Елена Викторовна

Цели тренинга:

· выработать правила общения с детьми 3 лет;

· повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития;

· сформировать у родителей психологическую готовность общаться с ребенком, учитывая особенности кризисного периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra_k_attestatsii.docx402.88 КБ

Предварительный просмотр:

Квест – игра для родителей и детей раннего возраста

Тема: "У ребенка кризис 3 лет. Что делать?".

Цели тренинга:

· выработать правила общения с детьми 3 лет;

· повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития;

· сформировать у родителей психологическую готовность общаться с ребенком, учитывая особенности кризисного периода.

Задачи:

· сформировать у родителей ответственную позицию в вопросах воспитания и развития ребенка 3 лет;

· сформулировать основные симптомы кризиса 3 лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период;

· развить способность понимать эмоциональное состояние ребенка, сопереживать ему, улучшить рефлексию во взаимоотношении с ним;

· снять эмоциональное напряжение;

· обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период кризиса.

Предварительная работа: анкетирование родителей, фотоматериал. "Жизнь ребенка в детском саду", карточки, ребус, кроссворды. Бейджики, лист бумаги, "Семизвездие", картинки с изображением животных, фил форд, анаграмма.

В - ль:Здравствуйте, уважаемые родители. Очень рада вас видеть.

 Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг друга.

Ведущий предлагает всем участникам прикрепить бейджики с именами.

Игра «Поприветствуем друг друга»

Цель игры – создать творческую атмосферу. Участники берут по одной карточке, на которой написано «европеец» или «японец». Не объявляя, какая карточка им досталась, они приветствуют друг друга соответствующим способом: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются. Задача игроков – найти «своих» и поделиться на 2 группы.

Установка
Участники объявляют, что они
ожидают от предстоящего тренинга:

· «Сегодня я научусь…»;

· «Сегодня я стану…»;

· «Отныне я буду…».

Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»

Ведущий берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому. Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих интересах. Например: «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…».

Ведущий: А теперь поговорим о наших детях, их качествах.

Упражнение на сплочение группы "Вот какой он мой, ребенок!

Ведущий дает каждому участнику лист с изображением двух ладоней.

Задача родителей  - на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а

затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует

характеру ребенка. Родители представляют свои описания.

Ведущий: Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно

опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по

душе, при правильных действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на

второй план или совсем исчезнут.

Задание «Особенности поведения»

Ведущий раздает карточки с утверждениями. Задача родителей – отметить те утверждения, которые соответствуют поведению их детей:

· Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.

· Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.

· Не воспринимает мнение других.

· Часто устраивает истерики.

· Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.

· Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей: нытье, угрозы, капризы.

· Ругается, дразнится, обзывает родителей.

· Проявляет манипуляторные действия по отношению к родителям.

· Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.



· Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

По желанию родители озвучивают свои ответы. Ведущий обобщает их.

Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.

Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.

https://konspekta.net/lektsianew/baza8/11992206595.files/image008.jpg

Родители: Это кризис.

Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.

1-й симптом – негативизм

Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.

https://konspekta.net/lektsianew/baza8/11992206595.files/image010.jpg

По горизонтали:

1. Атмосфера. (Ответ: небо.)
2. Деревенская пашня. 
(Ответ: поле.)
3. Зимующая птица. 
(Ответ: голубь.)
4. Цветок с шипами 
(Ответ: роза.)
5. Бывает слоеный. 
(Ответ: торт.)
6. Любимая детская забава. 
(Ответ: игра.)
7. Блюдо из риса. 
(Ответ: плов.)
8. Маленькая лошадка. 
(Ответ: пони.)
9. Холодное время года.
 (Ответ: зима.)
10. Средство переправы на другой берег. 
(Ответ: паром.)

Правильный ответ: негативизм.

Комментарий педагога  Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди, катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.

2-й симптом – упрямство

Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:

· волк, который смотрит вдаль;

· лиса, которая прижалась к лисенку;

· кролик, который прячется в траве;

· рычащий тигр;

· бегущий поросенок;

· белочка, которая грызет орешки;

· осел, стоящий на одном месте;

· тигр, который лежит на камне;

· кабан перед нападением;

· мирно гуляющий козлик;

· медленно бредущий медведь;

· обезьяна, которая грызет ветку бамбука.

Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.

Правильный ответ: осел.

Комментарий педагога- Приведем пример поведения ребенка 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).

3-й симптом –строптивость

Ведущий предлагает участникам тренинга фил форд – таблицу с набором букв. Задание – найти в ней слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорность.

https://konspekta.net/lektsianew/baza8/11992206595.files/image012.jpg

Правильный ответ: строптивость.

Комментарий педагога- Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

4-й симптом – своеволие

Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.

https://konspekta.net/lektsianew/baza8/11992206595.files/image014.jpg

По горизонтали:

1. Предмет мебели. (Ответ: стол.)
2. Предмет гордости рыбака. 
(Ответ: улов.)
3. Этого нет в юрте, чуме. 
(Ответ: окно.)
4. Мужской шарф. 
(Ответ: кашне.)
5. Часть поезда. 
(Ответ: вагон.)
6. Крупа для цыплят. 
(Ответ: пшено.)
7. Жаркое время года. 
(Ответ: лето.)
8. Цветная пудра для глаз. 
(Ответ: тени.)
9. Вечнозеленое дерево. 
(Ответ: елка.)

Правильный ответ: своеволие.

Комментарий педагога- Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5-й симптом – протест, бунт против окружающих его взрослых.

Ведущий предлагает участникам уже знакомый фил форд и просит найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.

Правильный ответ: протест.

Комментарий педагога. Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6-й симптом – обесценивание ребенком личности близких ему людей.

Ведущий показывает карточки с частями слова. Участники складывают слово

И называют симптом.

Правильный ответ: обесценивание.

Комментарий педагога: ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения.

7-й симптом - деспотизм (подавление окружающих)

Участники решают анаграмму: МЕСТОДИЗМ (или ИЗПОДСЕТМ).

Задача - переставить буквы так, чтобы получилось слово - симптом.

Правильный ответ: деспотизм.

Комментарий педагога - ребенок стремиться стать хозяином положения,

Чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае

он впадает в истерику.

Когда участники называют все семь слов, на мольберте появляется заставка

В виде семиконечной звезды - "Семизвездие симптомов", характерных для

Поведения ребенка 3 лет.

Ведущий: Как мы видим, кризис 3 лет - это кризис отношений ребенка с

Окружающими людьми. А теперь давайте посмотрим, что могут в этот

Период сделать родители?

Что могут сделать родители:

- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.

- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка). «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится».


Работа в группах:

     Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием проблемной ситуации: группе необходимо разобрать ситуацию, презентовать ее и дать решение данной проблеме…

   1. Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать...

   2. Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я-сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить...

   3. Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать - не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение.

Упражнение «Ситуация для родителей».

(Обсуждение по подгруппам).

Воспитатель: Уважаемые родители, а теперь я хочу предложить вам обсудить несколько ситуаций, которые могут возникнуть в период кризиса трех лет:

 1. Вы собираетесь на прогулку и предлагаете ребенку одежду. Он отказывается ее одевать. Вы предлагаете другую одежду – он снова отказывается… Что делать?

2. Ваш малыш хочет взять с собой в детский сад дорогую игрушку, которую только подарили ему на день рождения. Вы знаете, что игрушку могут сломать в группе и пытаетесь оставить ее дома. Ваш малыш настаивает на своем… Что делать?

3. Вы приходите за малышом в детский сад. В раздевалке он хочет одеваться сам, но у него плохо получается. Вы устали и хотите быстрее одеть ребенка сами. Малыш начинает капризничать, не давая вам одевать его… Что делать?

4. Дома вы что-то не разрешили ребенку, и он начинает бросать игрушки на пол,что делать?

 5. Вы в гостях с малышом. Все веселились, но вдруг ваш ребенок начинает ругаться, при всех… Что делать?

Игра "Закончи мысль"

Ведущий предлогает родителям закончить предложение:

"Капризы ребенка вызывают у меня..."

"Упрямство побуждает меня..."

Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и

Обсуждает с родителями несколько их высказываний.

Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.

Упражнение "Мусорное ведро"

Родители пишут на листах ответ на вопрос "Что мешает жить и общаться?".

Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает

Преодолеть негатив.



https://pandia.ru/text/84/328/images/img2_14.png

https://pandia.ru/text/84/328/images/img1_56.jpg

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

В - ль: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют  атмосферу вашего дома. Скажите  вашему ребенку о том, как вы его любите – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

- Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Автор видеоролика Алиса Пашкова).

В --- ль:

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
  • Захотелось что-нибудь сделать?
  • Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

В - ль: Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Рефлексия

Ведущий спрашивает участников:

С чем уходите Т.Н.?

Ответ родителей:

Сегодня я поняла..., научилась ...

Ведущий: Надеюсь, что проведенный тренинг (наша встреча) и рекомендации

будут для вас полезными и вы будете их использовать в процессе воспитания.

Я подготовила для вас памятки. В заключении ведущий читает стихотворение

Л.А. Булдаковой "Я сам"

Всем спасибо и досвидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Квест-игра для родителей и детей ДОУ «Ты откуда, Дед Мороз?» (квест–технология, как форма взаимодействия с родителями)

Данная игра проводилась в рамках годового проекта ДОУ «Применение квест-технологии в практике ДОУ». Игра разработана в соавторстве с педагогами: Дорошиной М.В., Каравайчик Н.Ю.Цель: в...

Рекомендации для родителей детей раннего возраста тема: " Игры и игрушки для детей раннего возраста"

Игра занимает важное место в развитии каждого ребенка. Очень часто родители забывают, что ребенку жизненно важно играть, а не смотреть телевизор, помогать маме, убирать свои игрушки, и пр. Ребенку важ...

Квест- игра Игрушки" во второй группе раннего возраста

Задачи: Закреплять умение находить предмет, обозначать предметы словами один, много.Продолжать формировать умение различать и называть круг и квадрат. Развивать логическое мышление, умение ориент...

Конспект квест-игры по экологии для детей раннего возраста «Путешествие в лес»

Цель: Создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры....

Использование элементов технологии квест - игры в экологическом воспитании детей раннего возраста

Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности...