Роль семьи в эстетическом воспитании дошкольников.
консультация (младшая, средняя группа)
Роль семьи в эстетическом воспитании дошкольников.
Держа в руках скрипку, карандаш, кисть,
человек не способен совершить ничего плохого.
Народная мудрость.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека. С первых его слов, поступков. Окружающая среда, общение с родителями, родственниками, сверстниками. Поведение окружающих, настроение, всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании маленького человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_esteticheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в эстетическом воспитании дошкольников.
Держа в руках скрипку, карандаш, кисть,
человек не способен совершить ничего плохого.
Народная мудрость.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека. С первых его слов, поступков. Окружающая среда, общение с родителями, родственниками, сверстниками. Поведение окружающих, настроение, всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании маленького человека.
И если мы говорим об эстетическом воспитании, то важно понять, каким оно должно быть, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности ребенка.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Именно здесь формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.
Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Зло и подлинная красота - несовместимы.
А значит, обязанность педагога, родителей, как можно раньше приобщить ребёнка к красоте.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на результативность.
Поэтому и педагогам и родителям нужно сделать все необходимое, чтобы не испортить, не стереть этих восхищающих и волнующих красок, под названием ДЕТСТВО.
Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье.
ПРОБЛЕМА:
Известно, что нет проблемы детей, есть проблемы родителей.
И данное положение имеет самое прямое отношение к современному обучению дошкольников изображать, то есть рисовать, лепить, правильно заниматься аппликацией. Мы часто недооцениваем роль рисования в дошкольном периоде. Нам кажется, что дети не так изображают окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки» сами по себе не несут развивающего эффекта для ребенка.
Такой подход к детскому изображению далек от истины. Научить изображать, то есть первоначально любить что-либо изображать – это значит сделать универсальное полезное дело для своего малыша. Развиваются руки, малыш учится активно показывать в своих первых рисунках свое личное отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всем многообразии красок он познает окружающий мир. Наконец, рисунок отражает детское настроение. По подбору красок психологи судят о душевном равновесии дошкольника.
К примеру, рисует малыш с преобладанием черной, серой, темно-коричневой красок – значит, отчего-то ему тоскливо, он в разладе с самим собой или близкими.
Или наоборот, свою радость дошкольник, как правило, изображает с помощью желтой, оранжевой, красной красок.
Решение проблем:
Она заключается в создании условий для занятий изобразительным творчеством. Уже с 2-х лет у малыша должен быть такой уголок творчества, который помог бы ему как можно раньше взять в руки орудия труда: краски и карандаш. Фломастеры – это хорошо, но лучше использовать их в сочетании с другими изобразительными возможностями. Изображать можно различным материалом, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого малыша.
Что рекомендуем иметь в уголке творчества для детей, начиная с 3-4 –х лет:
- В идеале детский мольберт или просто столик, можно откидной.
- Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, сангину, свечи восковые, вату. Кисточки различных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами. Ткани, природный материал, фланель однотонную, бархатную бумагу, кусочки целлофана, копировальную бумагу различных цветов.
Остатки шерстяных ниток, разноцветную тушь. Сюжетные открытки, хороший клей, Красивой формы небольшие гладкие камушки и т. д.
Как развивать творческое воображение дошкольника?
Фантазия человека безгранична. Ведь материал, который оказывается в руках ребенка, всегда разный. Только собирать надо все и не выбрасывать в погоне за операционной чистотой. Как можно развить у ребенка творческое мышление, воображение, умение фантазировать, если у него не будет под рукой ничего?
Мы, взрослые, сами уничтожаем в наших детях желание работать и руками, и головой. Что остается делать детям?.. Выбрасывая из карманов детей перышки, камушки, винтики, фантики мы что-то в них самих уничтожаем. Раз ребенок увидел, поднял, взял домой этот «мусор», значит, у него была какая-то идея.
Спросить бы: «Родной, а что ты хотел из этого сделать? Этот камушек на что похож?»
Но нам проще взять и выбросить, чтобы дома был порядок. Вот и растим бездушных, не видящих красоты людей.
Давайте больше общаться с нашими детьми и учиться у них видеть этот замечательный мир вокруг. Удивляться каждому камушку, листочку, причудливой палочке и учиться у детей любить этот мир фантазий.
В.Сухомлинский писал: «Через красивое - к человечному - такова закономерность воспитания».
С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству. В самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, тем самым утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих. Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам. Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально - смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях. Овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами. Формируется эмоционально психологические установки. Оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах. В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это. Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей..
Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Этот метод, можно считать в равной мере как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить предлагаемый детям материал. Речь его должна быть точной, выразительной. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, воспитатель на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».
В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые из них:
— слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные-методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;
— приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;
— показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;
— приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность. В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественное развитие ребенка. Литература:
1. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.1968.
3. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.
4. Е.В. Субботский. Ребенок открывает мир. Москва. Просвещение. 1990г.
5. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
Как много значит семья в нравственном воспитании дошкольников!...
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
Как много значит семья в нравственном воспитании дошкольников!...
Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников
Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Это объединяет философов мира разных поколений (Демокрит, Платон, Аристотель, И. ...
"Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников"
"Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников"...
Консультация для родителей "О роли семьи в эстетическом воспитании ребенка"
Консультация для родителей "О роли семьи в эстетическом воспитании ребенка". В статье в кратной, доступной форме обращается внимание родителей на ключевые и несложные моменты в семей...
Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников.
Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников.Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с ис...
Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании дошкольников
Средствами художественно-эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные предметы и явления окружающей действительности. Правильно-организова...