"Методика и практика нетрадиционной работы воспитателя ДОО с родителями"
консультация
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием .В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживания; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогический умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.. Как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения - помощь родителям в воспитании детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody_raboty.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
"Методика и практика нетрадиционной работы воспитателя ДОО с родителями"
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием .В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживания; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогический умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.. Как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения - помощь родителям в воспитании детей
Очень часто, родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности, таким образом воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимании того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.
Научить родителей правильно и грамотно воспитывать своего ребенка применяя единство воспитания воздействий на него со стороны всех взрослых, учитывая возраст и индивидуальные особенности ребенка, понимании того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.
Формы общения педагога с родителями в ДОУ
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно- информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организационного ознакомления с их задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше всего вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, имеющие отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).
Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявление можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активно реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году в форме елочки и др. Дело конечно не в названии проведения формы работы с родителями. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание уходит. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения: можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями: это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу, ее особенность, активное участие и воспитателей, и родителей.
Беседа может возникнуть стихийно, по инициативе родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает им тему и просит их подготовить вопросы, на которые они бы хотели получить ответ. Планируя тематику, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателя следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую излить душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые на взгляд воспитателя еще необходимо доработать. Например, «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливания ребенка и др» дать конкретные советы.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Существуют и «заочные» консультации. Готовиться ящик «конверт» для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной консультации», родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух. Отдельную группу составляют
наглядно - информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь в семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности режимных моментов, занятий: фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки - передвижки. В настоящее время популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка поскольку видят его в другой новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводят игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай» «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выделяются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные и друзья: взрослые и дети». «Семейные карнавалы».
«Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик по длительности каждая занимает от5-до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать». «Говорят дети». «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых, родители могут побывать в любой группе.
В проведение «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. На наш взгляд целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями по типу различных телепрограмм в частности «Ток-шоу». Можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей их подготовки к школе и т.д. Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Использование нетрадиционных методов работы с родителями , приводят к положительным результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...
«МЕТОДИКА И ПРАКТИКА НЕТРАДИЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ»
Необходимость взаимодействия дошкольного учреждения с семьей состоит в обновлении системы дошкольного образования, процессов гуманизации и демократизации.Семья – первый опыт общения, дающий ребе...
Музыкальная игра в практике работы воспитателя и музыкального руководителя: общее и частное в практике работы
Игра – основной способ обучения и воспитания дошкольников. Игра – это планета, на которой обитает ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста. Его способ познания мира, любимое зан...
Методика и практика нетрадиционной работы воспитателя ДОО с родителями
Методика и практика нетрадиционной работы воспитателя ДОО с родителями...
Статья "Методика и практика нетрадиционной работы художественной направленности в ДОО с родителями"
quot;Методика и практика нетрадиционной работы в ДОО с родителями" «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье&raq...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционная методика -литотерапия в коррекционной работе с детьми"
Литотерапия с успехом применяется не только в современной медицине и косметологии, но и в коррекционной педагогике (коррекция личностных нарушений, преодоление моторного недоразвития)....
Культурные практики в работе воспитателя
В соответствии с Федеральной образовательной программой и соответственно программой нашего детского сада мы с вами работаем с детьми по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развити...