1. «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
консультация
для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
Воспитатель Набиуллина А.Р. МАДОУ детский сад № 4
Любовь к художественному слову у малыша надо воспитывать с первой недели его жизни. И первыми на помощь в этом вопросе приходят колыбельные песни. Колыбельные песни вобрали в себя то, что так нужно появившемуся на свет малышу: звук голоса матери, ее ласковые слова, ее творческую энергию, ритм движения самого уютного на свете места после материнских рук – колыбели.
Колыбельные песни бывают: 1) народными (фольклорными), 2) авторскими, 3) импровизационными.
Колыбельная песня благотворно действует на ребенка. Чтобы вырастить ребенка спокойным, ласковым, хорошо и правильно говорящим, - всему этому призваны помочь колыбельные песни. Также исполнение колыбельных песен будет способствовать развитию музыкальных способностей ребенка.
В след за колыбельными песнями, в мир ребенка входят пестушки, потешки, детские песенки. Они дают ребенку первые представления о мире, первые педагогические наставления, способствуют его раннему речевому развитию, оказывают эстетическое воздействие, координируют движения малыша, побуждают его к действию, движению, игре.
Также на первом году жизни ребенок знакомится со сказкой. В глубокой древности были сложены сказки, учитывающие психологию детей раннего возраста, мысль которых движется от частного к частному, от одного сюжета к другому, похожему на первый. Без этих сказок не вырастал ни один ребенок в нормальной семье. Это «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лубяная и ледяная избушка» («Лиса и заяц»).
Рассказывая сказки ребенку в конце первого года жизни, особое внимание обращайте на интонацию, мимику и жесты. Ребенок не только слушает: «Лиса попросилась у зайчика переночевать да зайчика-то и выгнала», но еще и производит мыслительную операцию, постепенно от одного действия к другому, убеждаясь в том, что «лиса плохая», а также выясняя, почему она такова: «Выгнала зайчика из домика; он плачет».
Родители сами должны определить время, когда ребенку следует дать в руки или показать первую книжку. Это должна быть книжка-игрушка. Картинки в ней надо внимательно рассмотреть, снабдив комментариями типа: «Это кошечка». Не забывайте: объем памяти малыша невелик, долго сосредоточиться на чем либо он не может. Рассмотрев 2-3 картинки, прокомментировав их, отложите книгу до следующего раза. Через некоторое время ребенок начнет узнавать эти картинки и реагировать на них, проявляя интерес, улыбаясь, жестикулируя; его ручонки будут тянуться к книге.
Также на первом году жизни ребенку нужно читать стихи, состоящие из одной строфы (2-4 строчки, рифмующиеся между собой и выражающие законченную мысль). И помните: чтение способствует развитию речи ребенка.
Второй год жизни ребенка
Малыш привык видеть вас с книгой в руках. Он и сам тянется к ней, улыбается, увидев знакомые картинки.
Увеличивается время чтения с 5-7 минут в начале второго года до 7-10 минут в конце его. Если ребенок, не теряя интереса, слушает вас чуть дольше, читайте. Но не злоупотребляйте его терпением, не утомляйте его книгой, чтобы не добиться обратных результатов.
По-прежнему читайте небольшие по объему произведения разнообразного содержания. По-прежнему надо читать как можно больше стихов. Скоро ребенок начнет повторять их вслед за вами. Девочки – раньше, мальчики – позже.
Когда ребенок начнет говорить, читая книгу, задавайте ему простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Это расширит запас представлений малыша о мире, постепенно приучит его думать над прочитанным.
Произведения для маленьких детей имеют ярко выраженную дидактическую основу. Они всегда чему-то учат. Если взрослый будет обращать внимание только на эту особенность детской литературы и детского чтения, он, порою сам того не замечая, сформирует у ребенка прикладное представление о литературе, понятие о том, что она нужна тогда, когда ребенку следует, например, умываться, одеваться…
Читайте ребенку тогда, когда есть потребность читать, а не одеть, накормить, привить хорошие манеры и пр.
Третий год жизни ребенка
Ребенок развивается, накапливает опыт, источником которого в первую очередь являются близкие ему люди. Теперь уже недостаточно читать только ребенку. Он должен видеть сосредоточенно читающих взрослых. Для него сейчас неважно, что вас интересует в литературе. Книга в руках взрослого сейчас важна для ребенка как пример, как некий образ жизни, которому стоит следовать.
С третьего года содержание жизни малыша определяется не только взрослым человеком, но им самим. У него появляются любимые книги. Нужно похвалить ребенка за то, что у него есть своя книга, но одновременно показывать ему и другие книги, рассказывать о том, чем они интересны.
На третьем году жизни увеличивается время общения ребенка с книгой от 10 минут в начале третьего года до 15 минут в конце его. Ребенок уже способен разбираться в содержании доступного ему художественного текста, поэтому постепенно приучайте малыша анализировать текст, извлекать из него смысл, идею. Беседуя с ребенком о смысле текста, теперь наряду с вопросами «кто?», «что?» и «где?» задавайте вопрос «почему?».
К концу третьего года жизни можно читать короткие познавательные произведения, как поэтические, так и прозаические. Произведения должны быть разнообразного жанра (сказки народные, авторские, реалистические рассказы, стихотворные произведения и т.д.). Познакомьте ребенка с поэзией нонсенса, со стихами, где все наоборот.
Третий год чрезвычайно важен в интеллектуальном развитии ребенка. Ученые считают, что за первые три года ребенок усваивает колоссальный объем информации.
На третьем году жизни некоторые родители стремятся учить ребенка чтению. Это преждевременно. Сам процесс чтения требует иного, нежели у трехлетнего ребенка, общего уровня развития, и развития головного мозга в частности. Интеллектуальная нагрузка, превосходящая возможности малыша, вызовет раннюю усталость от книги, от процесса чтения, приведет к результатам, обратным задуманному. Если вы бережно и внимательно работали с ребенком в плане приобщения его к книге, он сам захочет научиться читать, и в таком случае процесс обучения будет для него удовольствием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.
Материал приобщения дошкольников к любви к чтению....
«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы».
Приобщение дошкольников к художественной литературе остается актуальным вопросом и в настоящее время. Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего ...
Важность приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал ...
«Использование методов творческого рассказывания в приобщении детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы».
Семинар -практикум...
Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"
Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"...