3. «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
консультация

Набиуллина Алина Рашитовна

для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

                                                                                Воспитатель                                                                                                          Набиуллина А.Р.                                                                                                      МАДОУ детский сад № 4

Почему же так важно воспитывать в ребенке грамотного читателя? Почему все семейные усилия следует сосредоточить на этом?

        Ничто так не преображает человека, не выделяет его среди других, как умение по-настоящему читать книги. Грамотный читатель отличается высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной, хорошо развитой, образной речью, как устной, так и письменной, развитой эмоциональной сферой, верными нравственными ориентирами, общественно приемлемыми потребностями и поведением. Ребенок-читатель умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонней помощи, указаний и советов. У него значительные творческие возможности. В процессе взросления он способен к самообразованию, самоусовершенствованию. У него достаточная степень развития таких психических процессов, как память, внимание, воображение.

        В деле воспитания грамотного читателя неизмеримо велика роль взрослых: матери, отца, бабушки, деда, воспитателя. Процесс воспитания талантливого читателя начинается задолго до его появления на свет. Семья, ждущая ребенка, должна положить начало собиранию новых книг для детской библиотеки или обновлению имеющихся. Желательно, чтобы в домашней библиотеке были разные типы книг для детей раннего возраста.

        Ребенку до года нужны книжки-игрушки, яркие, красочные, с изображением того, что окружает малыша, что легко узнаваемо: домашних животных, игрушек, предметов  детской одежды. Исследователями было доказано, что красочно оформленные книги положительно влияют на развитие мозга ребенка. От них пролагается дорога к серьезному чтению.

        Подрастая, маленький читатель получает другие типы книг: книжку-вырубку, чья обложка вырезана по контуру того предмета или образа, о котором идет речь в тексте, и книжку-панораму, снабженную движущимися фигурками, оживляющими содержание. Это уже настоящие книги, но, покупая их, нужно смотреть, чтобы текст там был настоящим, авторским, не порченным по воле издателей.

        Целесообразно иметь в домашней библиотеке книжки-элерманы – книжки, листы которых сделаны из картона. Ребенок, предупрежденный вами о том, как следует обращаться с книгой, не будет бояться нечаянно разорвать страницу книжки-элермана  или измять ее.

        В вашей библиотеке хорошо бы иметь разные виды детской литературы- прозу, поэзию, драматургию; разные жанры – рассказы, авторские сказки, стихи, повести, романы-сказки. Здесь же должны быть собраны и фольклорные жанры – народные сказки, как русские, так и зарубежные, песенки, потешки, считалки, загадки и т.д.

        Но подборка книг не должна быть стерильной. Ребенок не должен читать только о хорошем, уютном и симпатичном. С раннего возраста ему надо показывать многообразие жизни, поэтому покупайте ребенку книги о непростой истории нашего государства, войнах и походах, о непростых, а порою и трагичных человеческих отношениях. Не стоит формировать у ребенка пристрастие к чему-то одному: фантастике или приключениям, сказкам или стихам. Надо читать все, находить интересное в многообразии. Не стоит также собирать книги только одного автора, каким бы достойным он ни был. В детской библиотеке должна быть как русская, так и зарубежная литература.

Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4 года и старше) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в его сознании. Отсюда вытекает потребность ребенка в яркой, иллюстрированной книге. Настоящая детская книга всегда иллюстрирована. Обращайте внимание на качество иллюстраций, четкость изображения, доступность их малышу.

        Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Во-первых он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он долго еще по-детски относится  к книжным событиям и героям как к действительно бывшим, живым, настоящим.

        У ребенка дошкольного возраста речевой слух находится на стадии развития. Ему бывает не ясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом.

        Литература как вид искусства лучше воспринимается тогда, когда создана особая эмоциональная атмосфера, особый настрой ребенка на чтение книги. Нельзя читать на ходу, во время еды, в транспорте. Нельзя читать во время чего-то.

        Нельзя заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда от устал, желает смены деятельности. Авторитарное приобщение к книге вызывает ее стойкое неприятие. Нельзя читать ребенку на ночь произведения, будоражащие его психику, эпизоды из которых вызывают ужас. Образ страха, возникший у ребенка, может вызвать отторжение и сказки как жанра, и книги вообще.

        Сказочных героев – носителей зла (Баба-Яга, Бармалей, Кощей Бессмертный, Карабас-Барабас, Волк) – ребенок одушевляет, считает, что они существуют реально и находятся где-то рядом. Такое отношение к героям свойственно детям от 3 до 7 лет. Зная, что в дошкольном возрасте формируются эмоции ребенка, в том числе и эмоции страха, нужно быть осторожным в выборе текстов, где действуют указанные герои, в выборе времени чтения, в комментариях к этим текстам. Ни в коем случае нельзя пугать детей именами сказочных героев и ситуациями из них.

        В старшем дошкольном возрасте антисюжеты могут стать неинтересны ребенку. Он понимает их искусственность. И тогда на помощь приходит анализ произведения, в процессе которого выясняется суть героев, несущих страх. Необходимо подчеркнуть, что злу всегда что-то противостоит, оно как-то объясняется, кризисная ситуация находит свое разрешение, в образе чудища скрывается до поры до времени добрый молодец.

        К выбору сказки для детского чтения следует подходить осторожно и прежде чем читать ее малышу, нужно прочесть или хотя бы просмотреть самому. Сказка не так проста, как может показаться на первый взгляд. Содержание сказок далеко не всегда понятно и своевременно для ребенка. Сложным бывает и язык сказок: диалектные, устаревшие, вышедшие из широкого употребления слова затрудняют понимание смысла произведения.

        Приобщая ребенка книге, воспитывайте в нем уважение к ней как к делу рук человеческих: научите правильно обращаться с книгой, расскажите о таких понятиях, как «автор», «писатель», «поэт». Начиная чтение, всегда обозначьте имя автора книги и ее название. По мере взросления ребенка приучайте его поступать так же. Это читательская культура, фундамент которой закладывается в раннем детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Материал приобщения дошкольников к любви к чтению....

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы».

Приобщение дошкольников к художественной литературе остается актуальным вопросом и в настоящее время. Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего ...

Важность приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал ...

Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"

Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"...