2. «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
консультация

Набиуллина Алина Рашитовна

родителям консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

                                                                                Воспитатель                                                                                                          Набиуллина А.Р.                                                                                                      МАДОУ детский сад № 4Областной литературно‐творческий конкурс «Дружат дети с книгой» —  Сахалинская областная детская библиотека

Четвертый год жизни ребенка

        К четвертому году жизни ребенка общение с литературой для него должно стать системой, образом жизни. Ребенок не только умеет слушать чтение книги, рассматривать иллюстрации, отвечать на простые вопросы по тексту, но, что более важно, он не представляет себя без книги.

        Теперь уже можно увеличить время общения ребенка с книгой до 20-30 минут. К книге можно обращаться чаще одного- двух раз в день, если ребенок сам того хочет. Если нет, то делайте это один раз в день, но постоянно.

        На четвертом году по-прежнему сутью жизни ребенка будет поиск ответа на вопрос «почему?». Речь ребенка развита настолько, что он с помощью наводящих вопросов или иллюстраций может пересказать прочитанный ему текст, умеет рассуждать и уже сам пытается «читать». Скоро вы заметите, как у ребенка появилась новая умственная потребность сравнивать все вокруг. Его речь становится образнее, ярче.

        Начиная со второй половины четвертого года жизни у ребенка надо формировать новое отношение к сказке. До сих пор он в большей степени воспринимал сказку как забаву. Но настала пора показать малышу, что сказка – это не только развлечение, но еще и «урок».

Запомните: сказка формирует нравственный багаж ребенка. Сказка играет психотерапевтическую роль в детской жизни. Она дает ребенку положительные примеры, утверждает в мысли о том, что трудности будут преодолены, что зло и неправда наказуемы.

Пятый год жизни ребенка

Ребенку идет пятый год – он может многое понять. Он хорошо говорит и способен интересно общаться и со сверстниками, и со взрослыми. В его жизнь вошел новый вопрос «зачем?».

Ребенок на пятом году жизни может сам достаточно долго рассматривать книгу, пересказывать понравившееся ему произведение с опорой на иллюстрации. Сейчас, как никогда, необходимо говорить с ребенком о гигиене чтения (чистые руки, правильное положение книги, расстояние между книгой и глазами, правильное перелистывание). Нужно приучить ребенка к тому, что каждая книга в библиотеке имеет свое место: так легче найти ее.

Время, которое вы вместе с ребенком проводите за книгой, может быть примерно таким же, как и для четырехлетних детей, - 20-30 минут. Если ребенок может сосредоточиться на этом занятии дольше, не лишайте его удовольствия слушать чтение. На пятом году жизни ребенка можно впервые повести в детскую библиотеку.

К тому, что вы читали и читаете с ребенком, добавьте юмористическую литературу. В процессе чтения этих произведений вы будете воспитывать в ребенке «юмор». Но при этом не забывайте вырабатывать у малыша чувство меры и вкуса. Он должен понимать, над чем можно смеяться, а что для осмеяния запретно.

Чтобы не воспитать у ребенка одномерное представление о мире, о жизни, нужно читать произведения, острота сюжета которых рождает в читателе напряженные переживания, ощущение утраты, заставляет трепетать детское сердце, спешить на помощь, искать путь к спасению.

На пятом году жизни часто нужно читать ребенку сказки о животных (где лавные герои – это животные, за отношениями в животном мире часто угадываются людские отношения) и волшебные сказки (где присутствуют волшебные герои – Баба-Яга, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Крошечка- Хаврошечка и др.; волшебные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы и пр.; волшебные превращения). Теперь, собираясь читать, задавайте ребенку конкретный вопрос: «Какую сказку ты хочешь услышать – о животных или волшебную?»

Кроме народной сказки, в круг чтения детей этого возраста должна широко входить авторская сказка, которая имеет длинную историю. Говорите с ребенком об этих сказках, учите его делать добро, спешить на помощь, всматриваться в мир и восхищаться им.

Читая произведение, обращайте внимание на его художественные особенности. Покажите ребенку, что народная сказка чаще всего начинается с зачина (места и времени действия и называет действующих лиц). Освоив зачин, обратите внимание на концовку (она подводит итог сказки, завершает ее).

Сочиняя сказку или рассказ вместе с ребенком, следите за логикой развития действия. Не забывайте о ведущей роли ребенка как сочинителя, не старайтесь, чтобы все было, как вам хочется. У малыша свой ход мыслей, своя аргументация.

Шестой год жизни ребенка

Ребенка на шестом году жизни уже можно назвать грамотным читателем. Теперь, возможно, не только вы читаете своему повзрослевшему ребенку: но он и сам, не дожидаясь вас, остается как можно дольше наедине с книгой. В этом возрасте ребенок способен слушать чтение в течение 30-40 минут и в течение получаса рассматривать книгу самостоятельно.

От тонких книжек и небольших произведений можно перейти к книгам объемным, которые вы будете читать несколько дней, а может быть т недель. Этот процесс называется чтением с продолжением. Для данного вида чтения необходимо выбирать книгу занимательную, динамичную, остросюжетную. Она не должна наскучить ребенку. Наоборот, вопрос «Что дальше?» неотступно следует за ним до следующей встречи с книгой. Для того, чтобы малыш ждал продолжения, чтение книги нужно заканчивать на самом интересном  и впечатляющем месте.

Каждый новый этап чтения надо начинать с воспоминаний о том, что было прочитано раньше. Для этого задайте ребенку несколько вопросов по прочитанному, восстановите нить сюжета и суть (идею) текста и продолжайте чтение. Если ребенок почему-то не расположен отвечать на вопросы, напомните ему о прочитанном ранее сами. Или, вызвавшись рассказать о том, что было прочитано ранее, намеренно сделайте ошибку, таким образом провоцируя ребенка на активный разговор с вами о знакомом тексте.

Поскольку ребенок долго будет жить в мире понравившегося текста, можно предложить ему это произведение проиллюстрировать. Вместе с ним выберите те сюжеты, которые он захочет перенести на бумагу, перечитайте их еще раз, обратите внимание на смысл, спросите ребенка, что больше всего понравилось и запомнилось ему и как он хочет воплотить все это в иллюстрации, какие средства – кисти, карандаши, фломастеры – он возьмет и почему именно ими станет работать, будет ли его изображение черно-белым или цветным.

С детьми на шестом году жизни можно проводить различные творческие работы: прервите чтение произведения, откройте иллюстрацию к тому, что еще не читалось, попробуйте вместе с ребенком перевоплотиться в автора книги и сочинить то, что будет или может быть в дальнейшем.

На шестом году жизни ребенка самое пристальное внимание при чтении художественной литературы следует уделять формированию оценки таких нравственных понятий, как: правда и ложь, смелость и трусость, честь и бесчестье, добро и зло, щедрость и жадность.

С детьми на шестом году жизни нужно говорить о тех, кто создал книгу для них. Очень часто история жизни писателя, его путь в детскую литературу помогают ребенку не только лучше понять произведение, но и открыть душу для его восприятия, захотеть прочесть как можно больше того, что этим писателем создано. Конечно, это требует дополнительной работы от взрослого, но помните о том, что воспитав талантливого читателя, получите неоценимое вознаграждение за свой труд.

Седьмой год жизни ребенка

Это заключительный год в формировании ребенка-дошкольника как читателя. Формируя в ребенке читателя, теперь особое внимание обращайте на анализ произведения. Но знайте: детально анализировать надо только прозаический текст.

Анализ поэтического текста сложен. Многие дети этого возраста уже научились правильно произносить звуки, поэтому не лишним будет обратить их внимание на звуковую организацию стиха, которая является одним из важных показателей качества поэтического произведения, абсолютности слуха и вкуса его создателя.

Прежде чем прочесть стихотворение ребенку, внимательно ознакомьтесь с ним сами, почувствуйте и настроение, и смысл стиха, и то, какими художественными средствами он передается. Ощутите ритм стиха и тоже попробуйте передать его, правильно расставьте паузы, т.е. сделайте остановку голосом именно там, где этого требует стих.

Творчески развивать детей этого возраста можно, сочетая наблюдения над природными явлениями и окружающим миром с чтением произведений, близких наблюдаемому по тематике. Это не только расширит представления ребенка о живой и неживой природе, но и даст возможность увидеть иной взгляд на мир – взгляд художника, пробудит в нем желание искать необычное слово для описания увиденного.

В детской литературе широко распространен жанр считалки. Ребенок на седьмом году жизни хорошо осознает его прикладной характер, знает, что считалка может понадобиться ему в игре с другими детьми. Также у семилетних детей уже имеется достаточный читательский опыт для того, чтобы отгадывать загадки

        Семилетние дети являются уже достаточно зрелыми для того, чтобы интересоваться историей своей семьи, своей страны. Подошло время активного формирования гражданина в ребенке, время воспитания его исторического сознания.

        Читая книги о событиях, ставших нашей историей, обращайте внимание на их общечеловеческий смысл и ценность, обдумывайте глубоко и всесторонне, старайтесь извлечь уроки.

        В настоящее время издается много книг, авторы которых обращаются к мировой истории, к истории человеческого рода, человеческого пути по Земле. Они далеко не равнозначны по качеству. Их следует приобретать и читать ребенку, только убедившись в ценности содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Материал приобщения дошкольников к любви к чтению....

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы».

Приобщение дошкольников к художественной литературе остается актуальным вопросом и в настоящее время. Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего ...

Важность приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал ...

Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"

Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"...