Советы "Как учить стихи с детьми?"
консультация

Хорохорина Юлия Николаевна

 Советы помогут родителям избежать ошибки при заучивании стихотворений с детьми и позволят  превратить данное занятие в интересное и увлекательное для ребёнка событие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_stihi_s_detmi.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НАДО УЧИТЬ СТИХИ С РЕБЁНКОМ?

Почему одни дети молниеносно запоминают все, что им нравится, а для других выучить стихотворение - настоящая проблема?

В тех семьях, где близкие часто и много разговаривают с малышом, поют ему песенки и начитывают стишки, кроха уже в годик смешно качается и ахает в ритм стихотворения «Идет бычок, качается». Но есть и такие детки, для которых запомнить стихотворение - настоящее испытание. Почему? Скорее всего, потому что учим неправильно. Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а мы уже «начитываем» ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт, позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания. Самый благоприятный возраст для разучивания стихов - 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. Если раньше мы просто зачитывали произведения малышу , что-то да запомнит, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше - вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!

Учить стихи с ребенком необходимо с учётом его возраста, темперамента, психологических особенностей и даже литературных предпочтений. Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие - когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение.

Методы заучивания стихотворений:

Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.

Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле создаётся простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть мы читаем строчку и изображаем то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой.

 А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.

Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет руки за спину и имитирует наматывание клубка.  Как вариант -нанизывание бус, колец  пирамидки, пуговиц.

Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.

Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.

Основные этапы заучивания стихотворения

Подготовительный этап

Совет 1. Учите с целью. Поначалу учите стихотворение в качестве подарка: для мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.

Совет 2. Учитывайте индивидуальные особенности. Выбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, детям спокойным – размеренные, плавные.

Совет 3. Найдите непонятные слова. Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его эмоционально и с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и правильно (доступно) объяснить их.

Этап разучивания

Совет 4. Прочитайте сами текст с выражением, а лучше расскажите. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого еще раз нужно прочитать стихотворение - медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге. И пока он будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз. Такой подход приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно формируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной работы можете начинать процесс заучивания.

Совет  5. Увеличивайте объем постепенно. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше.

Совет 6. Визуализируйте стихотворение.

Визуализируйте стихотворение. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.

Совет 7. Переведите рифму в прозу. Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать, о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

Совет 8. Нарисуйте стихотворение. Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

Совет 9. Поиграйте в театр. Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.

Совет 10. Используйте диктофон. Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.

Совет 11. Разрежьте стихотворение на строчки. Разрежьте стихотворение на строчки. Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из кратковременной памяти в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Совет 12. Делайте перерывы. Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

Совет 13. Никакого насилия!

Этап закрепления

Совет 14. Повторяйте выученное. Вместе с ребенком повторяйте выученное стихотворение через промежуток времени: перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке, или если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь.

Совет 15. Не откладывайте заучивание. Не откладывайте заучивание стихотворений до школы. Начинать учить стихотворения наизусть желательно не позже 3–4 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми4-5 лет в группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения.

Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми4-5 лет в группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения....

Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи

Сочиняю стихи для детей и  для взрослых, пишу сказки....

Памятка для воспитателей "Этапы индивидуальной работы с детьми2

индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьиров...

Планирование образовательной работы с детьми2-3лет на прогулке

В материале представлены разные формы работы с детьми2-3 лет на прогулке :целевые прогулки ,наблюдения, экспериментирование, элементарная трудовая деятельность,подвижные игры....

Конспект образовательной деятельности с детьми2-3 лет «Наши пальчики» (по развитию мелкой моторики рук у детей)

Конспект образовательной деятельностис детьми2-3 лет «Наши пальчики»(по развитию мелкой моторики рук у детей)        Интеграция образовательных обла...

Игры с детьми1 младшей группы в адаптационный период

Игры с детьми1 младшей группы в адаптационный период...

НОД «Мыльные пузыри» с детьми1 младшей группы

Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.Задачи:Развивать навыки взаимодействия в коллективных играх.Развивать коммуникативные навыки общения в диалоге и словесны...